Бывший гонщик Формулы 1, а ныне популярный комментатор британского телеканала Sky Sport Мартин Брандл подвёл итоги Гран При Китая, обратив внимание на отличную форму Нико Росберга, на дуэль Себастьяна Феттеля с Даниилом Квятом, а также на некоторые изменения регламента, обещанные в 2017 году.
С точки зрения исторической статистики Формулы 1 всё говорит о том, что Нико Росберг в этом году может стать чемпионом мира, хотя эта статистика не учитывает наличие такого фактора, как Льюис Хэмилтон.
В дни шанхайского уик-энда Нико дважды говорил, что Льюис остаётся для него ориентиром. Интересная психология – хвалить соперника, когда побеждаешь ты, чтобы твои достижения казались ещё значительнее. Так поступает боксёр, который грозится отправить соперника в нокаут уже в третьем раунде, делает это, а потом обнимает его, называя самым достойным противником.
Нико – умный парень и на своём горьком опыте знает, что в квалификации технические проблемы могли возникнуть на его машине, и тогда после Шанхая у него с напарником было бы примерно одинаковое количество очков. Он также знает, что Льюис не собирается сдаваться и способен, когда требуется, показать невероятную скорость. Поэтому сейчас, как мне кажется, Росберг таким образом старается снизить уровень ожиданий, а вместе с ним и уровень прессинга, ведь события начала сезона вызывают множество вопросов.
Кроме того, если получится, он бы предпочёл одолеть Льюиса в прямом противостоянии на трассе, чтобы опередить напарника в ходе острой борьбы колесо в колесо.
К счастью, сейчас у гонщиков Mercedes уже нет возможности полностью сосредоточиться только на своём внутрикомандном поединке. Как только в Ferrari решат проблемы с надёжностью, Себастьян Феттель и Кими Райкконен вступят в борьбу за победы и смогут регулярно отнимать очки у соперников. Когда кто-то из пилотов чемпионской команды сталкивается с какими-то сложностями, на 18 очков за второе место рассчитывать уже сложно.
Red Bull Racing тоже быстро набирает скорость, и во второй половине сезона они тоже смогут всерьёз претендовать на победы на определённых трассах.
Первый круг гонки в Шанхае получился просто безумным, столкновений и происшествий было много. Когда в первом повороте обе машины Ferrari начали смещаться ближе к внешней стороне трассы, Даниил Квят, по-моему, получил полное право воспользоваться этой возможностью и проскочить справа от Себастьяна Феттеля.
Он избежал контакта с Ferrari – машину Кими толкнул Феттель, и её развернуло, после чего она зацепила Red Bull Квята. При просмотре записи, сделанной с бортовой камеры, установленной на Ferrari Феттеля, создаётся впечатление, что в той ситуации Себастьян мало что мог предпринять.
После этого мозг Феттеля заработал с максимальной эффективностью. Он понимал, что только из-за него были повреждены обе машины Ferrari, и всё это произошло на глазах Серджио Марккионне, грозного босса всего концерна Fiat. Чтобы смягчить возможные последствия, Себастьян решил свалить ответственность за случившееся на Квята.
Это его нытьё продолжилось и после финиша: немец выговаривал русскому по-английски. По-моему, Квят идеально парировал, поскольку собирался в полной мере насладиться столь важным и заслуженным подиумом и не хотел, чтобы что-то омрачало его радость.
Спустя какое-то время Себастьян немного успокоился и уже называл случившееся гоночным инцидентом. Однако по ходу гонки его мозг всё ещё был включён на полную: вспомните эпизод, произошедший на пит-лейне после выезда автомобиля безопасности. Нико Хюлкенберг сдерживал Карлоса Сайнса, чтобы потом не терять времени в боксах в ожидании, когда обслужат машину Серхио Переса, его напарника. Феттель почувствовал некое озарение, в результате чего на узком въезде на пит-лейн обогнал Force India и Toro Rosso до начала зоны, где действует ограничение скорости.
Мне этот манёвр очень понравился, хотя потом я получил пару удивлённых вопросов от болельщиков, считавших, что он был противозаконным и опасным. Но правила допускают обгоны между двумя линиями автомобиля безопасности в зоне старт-финишной прямой. Согласен, манёвр немного рискованный, но это гонки, а не показательные заезды, где ещё уместно проявление вежливости, что Квят и напомнил Феттелю на первом круге.
После всего этого Себастьян провёл отличную гонку и финишировал вторым, сравнявшись с рекордом Райкконена по числу подиумов – теперь у них по 81-му финишу в первой тройке. На самом деле, 2-е и 5-е место Ferrari означало, что им удалось минимизировать потери.
Сочувствую Даниэлю Риккардо. Он сейчас в прекрасной форме, и очень жаль, что одна из его шин была проколота, когда он лидировал в гонке. Но на трассе было очень много обломков, и я удивлён, что автомобиль безопасности не выпустили раньше…
Австралиец провёл в Шанхае великолепную гонку, назвав её одной из лучших в своей карьере, и наградой за это стало 4-е место, вот только призовое шампанское досталось его напарнику, Даниилу Квяту.
В очередной раз третий состав резины, который был в распоряжении команд, заметно оживил гонку: 13 из 22 стартовавших (и добравшихся до финиша) использовали по ходу дистанции шины всех трёх составов. Поскольку утром в субботу шёл дождь, нормально поработать на утренней тренировке не удалось, а в день гонки погода была намного теплее, поэтому стратегам всех команд пришлось действовать вслепую, полагаясь только на свои инстинкты и опыт. В итоге мы получили ещё более захватывающий и непредсказуемый Гран При.
Всего было 62 пит-стопа, и разговоры о шинах стали одной из главных тем – может быть, их было даже слишком много. При этом нам обещают, что в 2017 году более широкая резина будет меньше подвержена деградации. В Шанхае шины SuperSoft теряли в скорости по 0,4 на круге, а это очень много, но зато события на трассе приняли ещё более интересный оборот.
Могу понять настроения гонщиков, ведь на дистанции Гран При они вынуждены думать о том, чтобы экономить резину, а не о том, чтобы ехать на пределе своих возможностей. Но когда в прошлом в Формуле 1 были шины, которые практически не изнашивались, на трассе происходило очень мало событий. Будем надеяться, что, создавая резину для 2017 года, шинники найдут оптимальный баланс между двумя этими крайностями.
Льюис предпочёл стартовать из последнего ряда, а не с пит-лейна, поскольку это всегда позволяет под конец первого круга занять более выгодную позицию. Однако на этот раз всё пошло не по сценарию.
Он отлично стартовал и весьма осмотрительно действовал в первых двух поворотах, где произошло множество аварий, однако на пути его Mercedes внезапно оказалась одна из машин Sauber, после чего произошёл весьма жёсткий контакт, и Льюис оказался на обочине с отломанным передним крылом…
Похоже, после этого для него вообще всё складывалось не лучшим образом, и когда позади была только половина дистанции, он уже успел пять раз побывать в боксах для замены крыла и шин, а потом проехал длинный отрезок до финиша.
В какой-то момент Хэмилтон прекрасным манёвром опередил Валттери Боттаса в 9-м повороте, а также совершил ряд других обгонов, однако обойти Williams Фелипе Массы ему не удалось, после чего он не смог противостоять атаке Риккардо.
По мнению Росберга, трассы, на которых пройдут несколько следующих гонок, ему вполне подходят, но и невезение Льюиса должно всё-таки закончиться. Как бы ни развивались события, Росберг гарантировано будет лидировать в чемпионате как минимум до Испании, и череда из шести его побед подряд – действительно впечатляющее достижение.