Экс-пилот Формулы 1 и трёхкратный победитель Ле-Мана Алан Макниш, ныне эксперт британского телеканала BBC, рассуждает о том, что некоторым ветеранам чемпионата пора подумать о завершении карьеры.
Себастьян Феттель однозначно остаётся в Ferrari в 2017 году, но команда должна определиться, следует ли продолжать сотрудничество с Кими Райкконеном, чей контракт истекает в конце сезона. Это главная из возможных вакансий. Скудерия – не Mercedes, но сейчас она уступает только чемпионской команде, и у Ferrari свой особый подход к решению кадровых проблем.
По-моему, в Маранелло должны задуматься о переменах. Вообще-то, мне кажется, им стоило это сделать ещё в прошлом году, однако понятно, почему они решили иначе: процесс адаптации нового руководства тогда ещё не завершился, как и перестройка технического департамента. Но теперь всё это уже сделано, и пора позаботиться о перспективах.
Нравится это кому-то или нет, но Райкконен, которому в октябре исполнится 37, вряд ли ассоциируется с будущим. Всё-таки он бывший чемпион мира, и его лучшие гонки уже в прошлом.
Кими остаётся последним гонщиком, кому удалось выиграть титул за рулём Ferrari, и после того, как он вернулся в Маранелло в 2014 году, к его форме периодически возникают вопросы. В том сезоне он однозначно уступал Фернандо Алонсо, в прошлом – Себастьяну Феттелю, перешедшему в Скудерию в 2015 году.
Сейчас Райкконен выступает уже лучше, но достаточно ли он убедителен? Я продолжаю вспоминать Гран При Испании, где он финишировал вторым позади Макса Ферстаппена, проводившего свою дебютную гонку за Red Bull Racing. Преследуя голландца, ни в одном из эпизодов он не был по-настоящему агрессивен, даже когда были возможности атаковать, а его машина оказывалась совсем рядом с Red Bull.
Но на самом деле, вопрос не в том, достаточно ли хорош Райкконен, чтобы сохранить своё место в Ferrari, а в том, есть ли кто-то, кто лучше него?
В последние годы нескольких гонщиков прочили в Скудерию, например, Нико Хюлкенберга, кандидатуру которого в Маранелло рассматривали в 2014-м, когда в итоге остановили выбор на Кими. Насколько я понимаю, дело даже дошло до того, что немец свою подпись на контракте поставил, вот только в Ferrari передумали.
Но в этом году Серхио Перес выступает лучше напарника, особенно в нескольких последних гонках. 26-летний мексиканец относительно недавно проходил обучение в Гоночной академии Ferrari, и его поддерживает миллиардер Карлос Слим-младший, который также входит в состав совета директоров табачного гиганта Philip Morris, самого крупного спонсора итальянской команды.
Гонщик Williams Валттери Боттас также упоминался в числе возможных кандидатов, но, как и в случае с Хюлкенбергом, сейчас его позиции выглядят не слишком убедительно. Кроме того, есть Роман Грожан, в этом году выступающий в Haas F1, у которой партнёрские отношения с Ferrari, и он тоже надеется попасть в поле зрения руководства итальянской команды.
Несомненно, наилучшим выбором для Скудерии мог бы стать Даниэль Риккардо, и на месте её руководителей я бы вступил с ним в переговоры сразу после Гран При Монако, когда из-за тактических просчётов Red Bull Racing он лишился победы во второй гонке подряд. Но заполучить австралийца будет непросто, поскольку он связан контрактными обязательствами.
Помимо этого, единственным потенциально свободным гонщиком, который мог бы показывать хорошие результаты, является Карлос Сайнс. У него хорошая скорость, он выступает уверенно и стабильно, а также говорит по-итальянски, поэтому мог бы неплохо вписаться в Скудерию. Хотя в Red Bull воспользовались опционом, предусмотренным контрактом с испанцем, и планируют оставить его в Toro Rosso ещё на сезон, непохоже, что у него будет возможность перейти в основную команду, поскольку в ней останутся Риккардо и Ферстаппен.
По-моему, в Ferrari склоняются к тому, чтобы выбрать между Сайнсом и Пересом. Любой из этих гонщиков представляется более перспективным вариантом, чем Райкконен. В перспективе в Гоночной академии в Маранелло обучаются два потенциально сильных гонщика – Антонио Фуоко и Шарль Леклер. Также можно присмотреться к Антонио Джовинацци, недавно одержавшим двойную победу на этапе GP2 в Баку.
Руководству McLaren выбор сделать проще. Контракт с 34-летним Фернандо Алонсо истекает в конце 2017 года, и его напарником в следующем сезоне будет либо Дженсон Баттон, либо Стоффель Вандорн, резервный пилот команды из Уокинга.
Баттон, чемпион мира 2009 года, хотел бы остаться в Формуле 1, но решение зависит не от него. По-моему, тут и думать нечего, надо на его место брать Вандорна. В Уокинге говорят, что решение будет принято в сентябре, когда Йост Капито вступит в должность исполнительного директора McLaren Racing. Впрочем, подозреваю, что на самом деле решение в пользу бельгийца уже принято.
Он молод и очень здорово себя показал, когда в начале сезона в Бахрейне заменил на одну гонку травмированного Алонсо. В тот уик-энд он только утром в пятницу прилетел из Японии, опередил Баттона в квалификации и заработал очко в воскресной гонке.
В составе McLaren сейчас выступают очень зрелые гонщики, у которых на двоих три чемпионских титула, но всё это было в прошлом и вряд ли является убедительным аргументом сейчас. Обоим нужно добиться результатов, и они стараются, особенно Алонсо. Баттон тоже иногда выступает неплохо, но всё-таки правильным выбором следует считать Вандорна, он слишком хорош, чтобы упускать такую возможность.
Тем более, в Williams проявляют интерес к Дженсону, и в 2017 году он может стать новым напарником Боттаса. Британец может заменить Фелипе Массу, и его можно считать неплохим выбором – уже другой вопрос, насколько такой вариант будет привлекателен для самого Баттона.
Williams в этом сезоне заметно уступает Red Bull, а если мотористы Honda в 2017-м доведут до ума свою силовую установку, тогда, вполне возможно, команду из Гроува опередит и McLaren. Не слишком привлекательная перспектива для Дженсона после двух далеко не самых удачных сезонов, но он любит гонки, и я подозреваю, что он примет это предложение, если дело дойдёт до серьёзных переговоров.
Но Баттон – не единственный вариант, если в Williams будут искать замену Массе. Им нужен опытный профессионал, но таким уже можно считать Боттаса, поэтому в Гроуве могут сделать ставку на молодость. Кроме того, есть и финансовые соображения, ведь у Williams нет таких щедрых спонсоров, как у топ-команд. Если Баттон перейдёт в Williams, там ему не будут платить $15 млн., как в McLaren. Возможно, они предпочтут пригласить гонщика, который будет обходиться им дешевле, или, возможно, который располагает существенной финансовой поддержкой.