Британский журналист и комментатор Джеймс Аллен проанализировал влияние стратегии на результаты Гран При Австрии…
Сочетание прохладной погоды в день гонки с недостатком информации о работе шин из-за дождей в пятницу и субботу привели к тому, что команды начинали гонку с множеством неизвестных. Стратегия сыграла важную роль, а успеха добились те, кто адаптировался лучше других.
Изменение первоначальной стратегии привело к самому обсуждаемому инциденту уик-энда – столкновению Льюиса Хэмилтона и Нико Росберга на последнем круге. Но можно ли было его избежать?
Ожидания перед гонкой
На свободных заездах в пятницу у всех возникли проблемы с резиной. В Pirelli привезли составы UltraSoft, Supersoft и Soft, и на всех были сложности с гранулированием, пузырением и потерей эффективности.
Почти сразу гонщики поехали гораздо быстрее, чем год назад, благодаря более гладкому асфальту, а во второй сессии работе помешал дождь.
Среди команд средней группы возникла лёгкая паника, когда они поняли, что машины Manor очень быстры на сухом асфальте. Ирония в том, что меньшая прижимная сила по сравнению с более эффективными машинами на этот раз им помогла – шины меньше нагружались и не перегревались. В итоге, квалифицировавшись 12-м, Паскаль Верляйн вполне мог претендовать на очки.
Это побудило McLaren и Toro Rosso сэкономить два комплекта шин Soft на день гонки, поскольку лучшим вариантом стратегии двух пит-стопов были два отрезка на Soft с очень коротким отрезком на UltraSoft. Но никто не знал, насколько горячим будет асфальт в воскресенье.
В McLaren смогли использовать этот подход на машине Баттона, да и прохладная погода в воскресенье им помогла. Традиционно успешно выступив в квалификации при переменчивых условиях, Дженсон стартовал третьим, отлично провёл гонку и финишировал шестым.
На тренировках гранулирование задних шин было особенно серьёзным у Red Bull Racing, так что отрезок Макса Ферстаппена из 56 кругов на шинах Soft действительно впечатляет. Его напарнику Даниэлю Риккардо не удалось добиться того же – в итоге австралиец провёл гонку с двумя пит-стопами. Макс был одним из лучших по работе с резиной, что даёт повод другими глазами взглянуть на его выступление в Испании и Австрии.
Инцидент в Mercedes…
…или почему Хэмилтон не провёл гонку с одним пит-стопом?
Столкновение гонщиков Mercedes в этой гонке было неизбежным? Уже второй инцидент в пяти гонках привёл к потере ещё шести очков, что в дополнение к 43-м, потерянным из-за двойного схода в Испании, заставляет руководство задуматься об использовании командной тактики.
Анализ стратегических решений говорит о том, что проблемы были почти неизбежны. И если бы не Хэмилтон атаковал Росберга в конце гонки, то Нико атаковал бы Льюиса на финальном отрезке, если бы британец проехал дистанцию с одним пит-стопом.
Это как раз та ситуация, когда какое бы решение ни приняли стратеги Mercedes, их в любом случае не похвалят. Но у команды не было причин ждать столкновения гонщиков после серьёзных внушений, сделанных из-за инцидента в Барселоне.
Поскольку Росберг стартовал шестым из-за замены коробки передач, у него не было другого варианта, кроме стратегии двух пит-стопов с ранней сменой шин на десятом круге. В этот уик-энд он был самым быстрым гонщиком Mercedes, но ему пришлось отыгрываться из-за поломки подвески.
Хэмилтон, напротив, стартовал с поула, мог варьировать стратегию, а после того, как он проехал больше двадцати кругов на стартовом комплекте шин UltraSoft, вариант с единственным пит-стопом был вполне подходящим.
В Pirelli считали, что в прохладных условиях воскресенья шины Soft выдержат 46-50 кругов, чего вполне хватало Хэмилтону. Он серьёзно потрудился, чтобы доехать до 21 круга на стартовом комплекте резины. Райкконен сменил шины кругом позже, но он провёл первый отрезок на более выносливом составе SuperSoft, а Ферстаппен сменил шины ещё на 15 круге, так что из этой тройки Льюису было сложнее всего.
Но не всё прошло по сценарию. Первый пит-стоп Хэмилтона из-за заминки продолжался на две секунды дольше, чем должен был, в итоге он вернулся на трассу позади Росберга. Это не входило в его планы. Шины Льюиса были на 11 кругов новее, чем шины у Нико, но Росберг имел преимущество в пять секунд.
После взрыва шины у Феттеля выехал автомобиль безопасности, ликвидировав отрывы. И хотя после финиша Льюис сказал, что автомобиль безопасности ему помешал, это не так – он помог ему отыграть эти пять секунд.
С этого момента ситуация для Mercedes осложнилась. Сначала в команде засомневались, что Хэмилтон сможет добраться до финиша на этом комплекте Soft. Из-за дождя в пятницу, когда не удалось поработать длинными сериями кругов, у них не было точной информации о поведении шин на дистанции. Кроме того, в Mercedes просчитали, что если Росберг проведёт два пит-стопа, а Хэмилтон – один, то Нико на втором пит-стопе потеряет 19 секунд, но потом будет проезжать круги на секунду быстрее, поэтому легко догонит и опередит напарника.
Чтобы попытаться сохранить равные шансы, в Mercedes решили перевести Хэмилтона на такую же стратегию, как у Росберга, дав ему шанс отыграться за счёт более раннего пит-стопа – «подрезки».
Но реализовать эту «подрезку» было сложно, поскольку шины Soft прогреваются значительно дольше шин SuperSoft, которые был вынужден использовать Росберг – других у него просто не осталось.
На 54 круге Нико сменил резину, но Льюис допустил небольшую ошибку на круге въезда в боксы во втором повороте, проехав круг на 1,4 секунды медленнее, чем Нико – в итоге «подрезка» не удалась, и Росберг остался впереди.
Хэмилтон подверг сомнению решение команды поставить Росбергу «более быстрые шины», но ему сказали, что его Soft – это лучший выбор на последние 17 кругов. И это оказалось действительно так – комплект шин SuperSoft у Росберга в конце гонки потерял эффективность.
У Нико возникли проблемы и с тормозами, Льюис быстро его догнал, и они столкнулись – Росберг в итоге финишировал только четвёртым, а стюарды признали его виновником инцидента.
Могли ли в Mercedes поступить иначе? Проехать гонку с одним пит-стопом двумя машинами было очень рискованно для Росберга. Впрочем, как стало понятно в конце гонки, по низкому износу шин Soft у Райкконена, с Хэмилтоном они вполне могли использовать такую стратегию.
Это была некомфортная и непривычная ситуация для Mercedes, команде пришлось гадать о том, как поведут себя шины, что не позволило разработать такую стратегию, которая привела бы к красивой спортивной борьбе, а не к столкновению. Это был весьма болезненный инцидент для команды, особенно учитывая тот факт, что механики Хэмилтона активно помогали механикам Росберга, когда нужно было восстановить машину после субботней аварии.
Примечательно, что Тото Вольфф отправил на церемонию награждения главного стратега Джеймса Воулза, чтобы он получил трофей за 40-ю победу команды в гибридную турбоэру.
Ферстаппен вновь очень хорош
Гонщиком дня в Австрии, несомненно, стал Макс Ферстаппен. Юноша провёл гонку в хорошем темпе, удержал позади гонщика Ferrari на более свежих шинах и второй раз в сезоне поднялся на подиум.
Ферстаппен вновь уступил в квалификации напарнику, но опередил его на старте, а с переходом на шины Soft на втором отрезке, когда Себастьян Феттель сошел, а Кими Райкконен после смены резины выехал позади, уверенно контролировал ситуацию.
Если бы шины у Макса начали серьёзно изнашиваться, то Райкконен вышел бы вперёд, как он оказался бы впереди, если бы Ферстаппен провёл второй пит-стоп. Но после того, как автомобиль безопасности дал шинам передышку, в Red Bull Racing решили рискнуть, хотя в пятницу ничто не говорило им о том, что на одном комплекте шин Soft можно проехать 56 кругов.
Некоторые ставят под сомнение стратегию Ferrari. Райкконен и Феттель стартовали на SuperSoft, используя эти шины в квалификации, что дало им большую свободу выбора стратегии в гонке.
Кими сменил шины на 22 круге, но если бы в Ferrari знали, что гонка закончится так, как закончилась, они сменили бы ему шины на четыре или пять кругов раньше, когда финн имел преимущество над Максом, чтобы в итоге он выехал впереди. Но в момент принятия решения они посчитали столь длинный второй отрезок слишком рискованным, поэтому и уступили Red Bull в этой борьбе.
Другой проблемой Райкконена стало отсутствие нового комплекта шин Soft – он вынужден был поставить шины, уже проехавшие три круга. Он должен был атаковать Ферстаппена, и подобрался достаточно близко на последних кругах, но помешали желтые флаги.
День использованных возможностей
В первой десятке оказалось несколько гонщиков, не имевших шанса на очки в прошлых гонках. Как и Дженсон Баттон, максимально использовавший стратегию и прохладную погоду, Паскаль Верляйн всё сделал верно, реализовал свой шанс и заработал первое очко для Manor, проехав 48 кругов на комплекте шин Soft.
Роман Грожан смог продлить ресурс стартового комплекта шин SuperSoft до 26 круга, когда выехал автомобиль безопасности – из-за того, что Феттелю не удалось сохранить свой комплект SuperSoft до этого круга. В итоге, Роман сэкономил десять секунд по сравнению с пит-стопом в гоночном режиме, что напомнило действия Haas F1 в Австралии, где они тоже оправдались.
Материал публикуется с официального разрешения www.jamesallenonf1.com