Возрождённая Manor – c новым владельцем, руководством, гонщиками, раскраской и на этот раз с действительно новой машиной, неплохо провела сезон, но все эти слагаемые не изменили сумму – вновь последнее место в Кубке конструкторов.
Гонщик |
Гран При | Место | Очки | Лучший старт | Лучший финиш |
Паскаль Верляйн | 21 | 19 | 1 | 12 | 10 |
Эстебан Окон | 9 | 23 | 0 | 17 | 11 |
Рио Харьянто | 12 | 24 | 0 | 16 | 15 |
Manor / Marussia F1 Team | Гран При | Место | Очки | Лучший старт | Лучший финиш |
2016 | 21 | 11 | 1 | 12 | 10 |
2015 | 19 | 10 | 0 | 12 | 12 |
2014 | 16 | 9 | 2 | 12 | 9 |
2013 | 19 | 10 | 0 | 15 | 13 |
2012 | 20 | 11 | 0 | 18 | 12 |
В 2016-м, впервые в своей истории, команда Manor приняла участие в зимних тестах. Совершенно новую машину – MRT05 с силовой установкой Mercedes и коробкой передач Williams, разработанную под руководством технического директора Джона Маккилиама – показали в первый день тестов в Барселоне.
Представлял команду её новый руководитель – авторитетный Дэйв Райан, прошедший в McLaren путь от механика до спортивного директора. «С нас достаточно чисто номинального участия в гонках, когда на нашем фоне все остальные выглядели очень неплохо. Пришло время показывать результаты», - заявил тогда Райан.
Первым на тестах за руль сел протеже Mercedes Паскаль Верляйн – после чемпионского титула в DTM немца перевели в Формулу 1, отправив в небольшую команду набираться опыта. Его напарником стал Рио Харьянто – первый индонезийский гонщик Формулы 1, несколько лет выступавший в GP2, где дальше продолжать карьеру смысла не было, и получивший на родине финансовую поддержку.
На роль резервного пилота пригласили Александера Росси, но американец сосредоточился на Indycar и на этапы приезжал редко. Гораздо более активную роль играл девелопмент-драйвер Джордан Кинг, дважды по ходу сезона участвовавший в пятничных тренировках.
Сюрприза не произошло, в первой квалификации сезона в Мельбурне Харьянто и Верляйн оказались последними, но уступили времени поула меньше, чем прежде – около четырёх секунд. Кроме того, если год назад гонщики Manor боролись только друг с другом, то сейчас уже во второй гонке сезона Верляйн финишировал 13-м, опередив нескольких соперников.
Новая машина оказалась не только более быстрой, но и очень надёжной – лишь три схода из-за механических проблем за весь сезон – по этому показателю Manor оказалась лучше многих. Серьёзных проблем не возникало, а мелкие удавалось оперативно решить.
Весной руководству команды пришлось отвечать на судебные претензии бывших владельцев по поводу использования торговой марки Marussia в 2015 году – тогда название было решено сохранить, чтобы получить призовые по итогам сезона 2014 года. В итоге, вопрос с претензиями удалось урегулировать.
Лучшим в сезоне стал для Manor этап в Шпильберге. В квалификации несколько гонщиков рано выбыли из борьбы, в Manor смогли заставить шины работать, и Верляйн оказался 12-м, стартовал 11-м после штрафов соперников, а в гонке финишировал десятым, заработав очко для команды. У Sauber в тот момент очков не было, так что Manor поднялась на десятую строчку в Кубке конструкторов, сулившую немалые – и очень важные для команды призовые.
К летнему перерыву у Харьянто закончились деньги. Спонсоры гонщика оплатили его участие в одиннадцати Гран При, а средств на следующий платёж не нашлось. Министр правительства Индонезии обращался к представителям крупного и среднего бизнеса, но заинтересовать их настолько, чтобы те нашли необходимые семь миллионов евро, не удалось. Вторую половину сезона Харьянто провёл в статусе резервного пилота.
А за руль его машины сел Эстебан Окон – перспективного молодого француза, выигравшего подряд чемпионские титулы в евросерии F3 и в GP3, тоже поддерживали в Mercedes. Его готовили к продолжению карьеры, устроили тесты в DTM и Формуле 1, но подвернулась вакансия в Manor, и в Mercedes ей сразу воспользовались.
Осваивать незнакомую машину по ходу сезона непросто, но для Окона эти девять Гран При стали отличными тестами, позволившими «и на людей посмотреть, и себя показать» – в итоге это решение оправдалось. Эстебан не допускал серьёзных ошибок, постепенно прогрессировал, был классифицирован во всех девяти гонках, в которых участвовал, и в итоге именно он, а не более опытный Паскаль Верляйн, получил приглашение в Force India.
На предпоследнем этапе сезона, в Бразилии, Sauber удалось заработать два очка, перехватив у Manor десятую строчку в Кубке конструкторов. Сразу пошли слухи, что без призовых команда будет вынуждена прекратить существование, в руководстве их опровергли, а через несколько дней появилась информация о переговорах с новыми инвесторами – владелец команды Стивен Фитцпатрик заявил, что основные условия сделки уже согласованы.
Увы, переговоры с инвесторами ничем не закончились и в начале января 2017-го в команде было введено внешнее управление – потеря призовых в Кубке конструкторов оказалась критическим фактором.
Стивен Фитцпатрик, владелец Manor Racing: «Решение ввести внешнее управление означает печальный итог двухлетнего периода работы Manor. На протяжении двух с лишним лет мы вели дискуссии с различными группами инвесторов и в итоге в декабре договорились об условиях продажи команды консорциуму азиатских инвесторов. Это могло бы обеспечить основу для продолжения роста и развития Manor. К сожалению, время истекло, прежде чем они смогли довести сделку до конца. Не желая повторения событий 2015 года, когда мы начинали сезон, не будучи уверены, что сможем его закончить, мы приняли трудное решение о введении внешнего управления.
В 2015 году, когда я приобрёл команду, задача стояла понятно: жизненно необходимо, чтобы в 2016-м команда заняла 10-е или более высокое место. На протяжении значительной части сезона мы эту задачу выполняли. Но в итоге драматичная гонка в Бразилии лишила нас надежд на такой результат и поставила под сомнение способность команды выступать в чемпионате в 2017 году.
Я с гордостью вспоминаю 2016-й и всё, что удалось сделать Manor – это был самый успешный год в истории команды. Я бы хотел поблагодарить коллектив за его неизменно усердный труд, целеустремлённость и страсть. Мы добились невероятного прогресса, как на трассе, так и за её пределами, но этого оказалось недостаточно».