В пятницу, 27 января, было объявлено о закрытии компании Just Racing Services Ltd, осуществлявшей операционную деятельность команды Manor. Аналитик Джо Савар попытался разобраться в причинах очередного банкротства команды Формулы 1…
Джо Савар: «В последние месяцы ходило множество слухов по поводу происходящего в Manor. Многие считали, что ключевой вопрос – деньги, но ситуация оказалась более сложной, чем может показаться.
Во-первых, владельцы хотели оставить за собой часть акций команды. Во-вторых, возникли вопросы по компенсации потенциальных потерь, в частности, из-за возможного иска со стороны семьи Жюля Бьянки. В-третьих, в бюджете команды на 2017-й были огромные дыры ещё до того, как два очка, заработанные Sauber в Бразилии, отодвинули Manor на 11 строчку в Кубке конструкторов.
Новый владелец команды Стивен Фитцпатрик с первых дней искал для неё покупателя. Он был слишком занят в своей энергетической компании, чтобы присутствовать на гонках, поэтому нанял посредников из банка Rothschild для поиска инвесторов, но отсутствие успехов на трассе и его желание оставить у себя часть акций, снижали интерес.
Переговоры шли по крайней мере с тремя группами инвесторов – из США, Индонезии и Мексики, в том числе, возможно, с покровителями Эстебана Гутьерреса. Ни один из вариантов не сработал. Связано ли это со слишком высокой ценой или с тем, что Фитцпатрик хотел оставить часть акций у себя – неизвестно. Последними по ходу сезона отступили мексиканцы.
После Гран При Бразилии, когда команда опустилась на 11 место в Кубке конструкторов и лишилась призовых по итогам сезона, привлекательность сделки стала почти нулевой. Ещё до этого для участия в сезоне 2017 года команде не хватало 40 миллионов долларов – эту сумму призовые всё равно бы не компенсировали, так что производство деталей машин 2017 года решено было не начинать. Возможно, в этом была главная ошибка руководства Manor, окончательно лишившая интереса потенциальных покупателей.
Перед Рождеством инвесторы из Индонезии вернулись за стол переговоров. Стороны были так близки к тому, чтобы договориться, что директор компании Джон Маккуилльям ушел в отставку, чтобы передать руководство, но и эта сделка не состоялась. В компании было введено внешнее управление, а вчера было объявлено о её закрытии.
Что дальше? Единственное, что изменилось – теперь бывшие владельцы не могут требовать оставить за собой часть акций, если только они сами не станут покупателями компании.
Можно возложить ответственность на тот факт, что призовые не покрывают стоимость выступлений, но даже если бы это было не так, всегда находились бы команды, владельцы которых используют Формулу 1 только в своих интересах, не особенно думая о гонках.