Архитектурное бюро Германа Тильке Tilke Engineering является, пожалуй, главным подрядчиком по проектированию современных трасс Формулы 1. Среди его работ малайзийский Сепанг, бахрейнский Сахир, китайский Шанхай, американская трасса Circuit of the Americas в Остине, российский Сочи Автодром и другие. Выступая в Дюссельдорфе на конференции Spobis по проблемам спортивного бизнеса, Герман Тильке рассказал о своих первых проектах и о последних тенденциях в строительстве трасс.
Герман Тильке: «Всё начиналось скромно – с небольшого изменения конфигурации Нюрбургринга. После этого мы стали получать всё больше заказов из Германии, а первой серьезной работой стала реконструкция Заксенринга – мы создали полностью новую трассу. Затем мы получили заказ на реконcтрукцию Остерайхринга, а после этого к нам стали обращаться со всего мира – из Малайзии и так далее.
Как правило, мы начинаем проектировать трассу за четыре или пять лет до проведения гонки. Дело в том, что многие трассы находятся вдали от крупных городов, но, например, в Шанхае всё было довольно просто. Впрочем, чем ближе к городу, тем дороже земля, а для строительства крупного автодрома нужно много места.
Кстати, о расположении трасс: нам часто приходится работать с теми участками, от которых отказываются другие компании. Бывает, чтобы просто положить фундамент, нужно находить совершенно новые оригинальные решения.
Проблемы возникают не только из-за особенностей грунта – мы часто сталкиваемся и с другими сложностями, поскольку строительство в других странах нельзя сравнивать с работой в Германии. Надо адаптироваться к местным условиям, но работу необходимо завершить к определенному времени, поэтому у нас не бывает задержек.
Создание гоночной трассы отличается от сооружения других спортивных объектов. Например, стадион может быть раcсчитан только на футбольные матчи, или там может быть предусмотрена возможность принимать соревнования по легкой атлетике. В автоспорте надо учитывать, что трасса должна принимать не только этап Формулы 1, но и гонки любых других серий – GT, спорткаров, мотоциклов и даже грузовиков... Кроме того, на трассе должна быть возможность проводить клубные вечеринки – тогда предприниматели могут заработать больше денег. При этом, естественно, нам приходится идти на компромиссы.
Мы часто слышим обвинения, что трассы стали слишком скучными. Я не могу это опровергнуть. Такое впечатление возникает из-за широких зон безопасности, но наши расчёты основаны на данных FIA о скорости, с которой машина может вылететь с трассы. Надо отметить, что если гонщик Формулы 1 вылетит с трассы, то можно с большой вероятностью сказать, что во время столкновения с ограждениями на скорости в 60 км/ч они не будут повреждены. Но мотогонщик не должен врезаться в ограждения на скорости в 60 км/ч или даже на 30 км/ч, ведь он ничем не защищён. В результате мы сознательно увеличиваем зоны безопасности. Конечно, сторонникам старых традиций это не нравится, но мы должны заботиться и о мотогонщиках. При этом характер кольца не всегда напрямую зависит от его конфигурации – бывают увлекательные мотогонки на трассах, где автомобильные соревнования проходят довольно скучно.
Современная тенденция – проводить больше городских гонок. Они собирают больше зрителей, и мы можем создать особую атмосферу. Можно адаптировать такие трассы к конкретной гоночной серии – к Формуле 1 или к DTM. Ещё одна тенденция – проведение гонок на закрытых площадках, и мотокросс это доказал. Отличный пример – Гонка чемпионов или организованное Mercedes шоу Stars&Cars.
У меня нет любимой трассы. Красота в том, что у каждой трассы есть свои уникальные черты, будь то архитектура или особенности её расположения, страна или люди. Как правило, больше всего мне нравится трасса, которую я построил недавно.
Разумеется, конкуренция существует, но другие бюро выполняют, как правило, только по одному заказу. Мне кажется, мы создали себе имя, ведь мы почти не допускаем ошибок. Ошибки при строительстве всегда дорого обходятся. Мы накопили огромный опыт – это всегда помогает в работе с новыми проектами».
Германа Тильке считают одним из тех, кому Берни Экклстоун доверял больше всего. Немецкий архитектор не знает, как отразится на его работе смена владельцев Формулы 1.
«Я не знаю, как это повлияет на нас, – сказал Тильке. – Мне жаль, что Берни ушёл, но рано или поздно это должно было произойти – так бывает всегда. Но я уверен, что в Liberty Media смогут придать Формуле 1 новый импульс. Не сомневаюсь, что гонки останутся интересными».