Перед началом сезона 2017 года много говорят и пишут о том, что гонщики Формулы 1 интенсивно тренируются, чтобы справиться с возросшими физическими нагрузками, неизбежным следствием роста скоростей.
В истории чемпионата уже бывали ситуации, когда перегрузки, которые испытывают гонщики, достигали критических значений. В частности, так было в первой половине 80-х, когда в Формуле 1 применялись могучие турбомоторы, причём для квалификаций готовились их специальные сверхмощные версии, плюс тогда использовались ещё и квалификационные шины. И не всем гонщикам это нравилось.
Вот как вспоминал те времена двукратный чемпион мира Эмерсон Фиттипальди: «Мне не нравились машины с граунд-эффектом, появившиеся в Формуле 1 к 1980 году. Чтобы их пилотировать, не нужно было особого мастерства, только смелость. Чем быстрее ты проходил поворот, тем выше была прижимная сила, но когда машина её теряла, никакое мастерство уже не могло тебя спасти».
За несколько недель до трагической гибели легендарный гонщик Ferrari Жиль Вильнёв говорил, что управление такой техникой не доставляет ему удовольствия: «Вы знаете, как я люблю гоняться, но эти машины я ненавижу. В какие-то моменты ты теряешь зрение – перед взором всё плывёт. Перегрузки чудовищные, рулевое управление невероятно тяжёлое. У этих машин нет подвески: твои ноги болтаются по кокпиту, а головой ты бьёшься о дугу безопасности… Ты осознаёшь, что уже не получаешь удовольствия от пилотирования гоночной машины…»
Вряд ли то, что нас ждёт в 2017 году, примет столь крайние формы, но, как показывают расчёты экспертов, увеличение прижимной силы и переход на более широкие шины приведёт к росту скоростей примерно на 40 км/ч, а перегрузки в быстрых поворотах будут достигать 5g.
«Гонщики, работая на симуляторах, уже обратили внимание, что число поворотов, которые можно проходить на полном газу, существенно увеличилось, – приводит слова Пола Хембри, руководителя гоночных программ Pirelli, британское издание MotorSport Magazine. – Многие из них говорят о Сильверстоуне как о трассе, где им хотелось бы опробовать новые машины. В Монце и Сузуке гонщиков тоже ждёт новый опыт, да и 3-й поворот в Барселоне впервые за долгие годы можно будет проходить, не снижая скорости».
В Pirelli ожидают, что перегрузки вырастут в среднем на 1g, а их пиковые значения до 5g – это значит, что вес головы гонщика в шлеме в эти моменты будет пятикратным, и мышцы шеи должны с этим справляться.
«Вы удивитесь, как быстро укрепляются мышцы шеи, – рассказал британец Марино Франкитти, выступавший в гонках спортпрототипов, младший брат Дарио Франкитти, четырёхкратного чемпиона IndyCar, и двоюродный брат Пола ди Ресты, резервного пилота Williams. – За первый год гонок на машинах, генерировавших серьёзную прижимную силу, моя шея стала почти на два дюйма толще. Рубашки пришлось заказывать хорошим портным, ведь при такой шее торс остался нормальным. Но тренировать надо и мышцы торса, и мышцы спины, в том числе её нижней части.
При этом гонщику нужны правильно тренированные мышцы, а не перекачанные и громоздкие, которые лишь добавляют веса. На тренировках мы используем эластичные ленты-эспандеры и утяжелённые шлемы. В своё время компания Technogym по заказу Михаэля Шумахера даже создала специальный тренажёр, предназначенный именно для укрепления шеи, который был очень эффективным.
Все эти мышцы набирают силу на удивление быстро, и по ходу сезона, как правило, ты уже не испытываешь особых проблем. Разве что гонка проходит на трассе, где движение идёт против часовой стрелки, ведь левая сторона шеи всегда слабее. Так что Гран При Бразилии в этом году обещает быть интересным!»
По мнению Франкитти, самым сложным моментом года станут предсезонные тесты в Барселоне, когда гонщики приступят к реальной работе на быстром каталонском кольце за рулём новых машин. Тогда и выяснится, кто из них грамотно подошёл к составлению программы зимних тренировок и эффективно поработал над собой, а кто отлынивал.