О перспективах возвращения Гран При ЮАР в календарь Формулы 1 поговаривают не один год, но, судя по всему, в обозримом будущем этого не произойдёт: мешают и проблемы с финансированием, и тот факт, что трасса в Кьялами не имеет необходимой сертификации FIA.
Последний раз тесты Формулы 1 проходили в Кьялами в 2001 году, затем наступило затишье, но в последние пару лет автодром был перестроен и модернизирован. Теоретически, он мог бы принимать Гран При, но решить экономические вопросы не удаётся.
На реконструкцию трассы было потрачено порядка 30 млн. евро. Её новый владелец, Тоби Вентер, бывший гонщик и местный дилер Porsche, приобрёл автодром в 2014 году, а в мае 2015-го там начались работы. Конфигурация кольца была изменена, полностью заменено асфальтовое покрытие и построен новый комплекс боксов. Самое главное, теперь она соответствует современным стандартам безопасности, но лицензия FIA даёт право принимать гонки любых классов, кроме Формулы 1.
«В настоящий момент о проведении Гран При речь не идёт, но мы от этого не отказываемся, – цитирует немецкий Motorsport-Total Эндрю Болдуина, отвечавшего за реконструкцию южноафриканской трассы. – Было бы здорово, если бы Формула 1 вернулась в Кьялами, но главная трудность в том, что на это нет денег».
ЮАР не входит в число богатых стран мира, и найти спонсоров, способных обеспечить финансирование гонки, весьма проблематично.
«Нам нужна государственная поддержка – как показывает пример других стран, это единственный путь, – считает Болдуин, имея в виду, что практически все гонки, появившиеся в календаре чемпионата в последние годы, пользуются такой поддержкой, в частности, Гран При России и Азербайджана. – В правительстве знают, чем мы занимаемся, но до официальных переговоров дело не доходит».
Гран При ЮАР с перерывами проходил в период с 1962-го по 1993 гг., и последним его победителем стал Ален Прост. Всего в Кьялами состоялось 23 гонки Формулы 1.