За два сезона в Формуле 1 Макс Ферстаппен завоевал репутацию агрессивного гонщика, его действия даже вынудили FIA скорректировать спортивный регламент, но поединки с его участием всегда являются украшением гонки, а в прошлом году он получил приз за лучший обгон. В интервью ESPN F1 он рассказал, как учился гоночному мастерству.
Сын бывшего гонщика Формулы 1 Йоса Ферстаппена и чемпионки по картингу Софи Кумпен с четырех лет уговаривал отца купить ему карт, но тот был уверен, что начинать гоночную карьеру надо не раньше шести. Макс не был готов ждать и всё же убедил родителей приобрести для него карт...
Макс Ферстаппен: «Я помню, как мы отправились на две недели на каникулы в Италию, чтобы покататься на картах, и к нам присоединился мой отец. Обычно он выбирал карт с более мощным двигателем, поэтому проезжал на две или три десятых быстрее на круге, а за день мы проезжали по 30 или 40 гонок из пяти кругов.
Каждый раз стартовые позиции менялись, но отец всегда оказывался самым быстрым: либо он постоянно опережал соперников, либо просто отлично стартовал. Там я получил большой гоночный опыт.
Гонки всегда продолжались по пять кругов, но и за это время можно многому научиться. После этого мы останавливались, а отец говорил, что можно было сделать лучше. Затем мы проезжали ещё одну гонку, стартуя с других позиций.
Иногда я пытался его обогнать, но если я старался проехать по внутреннему радиусу, он возвращал себе позицию на выходе из поворота. В другой раз я пытался обогнать его по внешнему радиусу, но он блокировал меня в середине поворота – эти гонки многому меня научили. Теперь я не думаю об этом – всё приходит с опытом.
Оказавшись позади кого-то, вы за несколько кругов понимаете, в чём соперник уступает, а где он сильнее. Вы стараетесь как можно лучше расположить машину и атаковать тогда, когда он меньше всего этого ждёт, либо в тех местах, где он не так быстр, как вы. Важно обогнать, не потеряв на этом слишком много времени. Конечно, бывает так, что вы подбираетесь и просто проезжаете мимо, но чаще на обгон требуется больше усилий».
Один из примеров – прошлогодняя гонка в Интерлагосе, где внимание привлек поединок Ферстаппена с Нико Росбергом, но борьба голландца с Феттелем была не менее яркой.
«В Бразилии всё было предельно ясно, – продолжил Ферстаппен. – В четвертом повороте я постарался опередить Себастьяна по внешнему радиусу и заметил, что он пытается вынудить меня проехать широко, поэтому снял ногу с педали газа и остался позади. Когда мы поравнялись в 10-м повороте, он должен был понимать, что я поступлю так же – если бы он попытался проехать по внешнему радиусу, я вынудил бы его проехать шире. Он не сдавался, и в какой-то момент я не мог сделать больше: машине не хватало сцепления, она начала немного скользить, и места практически не осталось. На выходе я постарался оставить ему место, поскольку мою машину немного занесло на внутреннюю сторону.
При обороне позиции я действую на грани возможного. Надо следить за происходившим позади на предыдущих кругах, выяснить, где соперники отыгрывают время и где стараются атаковать, а затем в момент атаки очень быстро отреагировать, чтобы показать, что вы не собираетесь уступать позицию или, по крайней мере, постараетесь обороняться. Это интуиция и умение смотреть по сторонам.
Если парень впереди может сместиться внутрь, чтобы заблокировать соперника на торможении, тогда тот, кто едет позади, может легко сместиться в другую сторону, ведь у него больше времени. Что касается всех этих комментариев по поводу того, что можно не успеть затормозить и врезаться в машину впереди… Всё зависит от вас: увидев, как машина смещается с траектории, вы должны сместиться в другую сторону и подготовиться к выходу из поворота.
Когда я смещаюсь на внутренний радиус, обороняя позицию, я уже не могу вернуться на внешний радиус, а мой соперник может проехать по внешней и отлично выйти из поворота. Тогда может появиться еще один шанс. Но некоторые не задумываются о подобном развитии событий, хотя всегда можно попытаться опередить соперника на выходе из поворота.
Ошибки случаются из-за неуверенности в своих действиях. Вы атакуете, оказываетесь рядом с машиной соперника, но не знаете, как правильно закончить обгон. Мне кажется, иногда происходит именно так, либо соперник старается действовать хитро и получается так, что он перестарался. Нельзя слишком долго обдумывать обгон. Нужно действовать быстро и решительно.
При обгоне Росберга в Германии я подумал: «Куда мне дальше?» В какой-то момент нужно поворачивать, иначе вы окажетесь за пределами трассы. Было видно, что Нико просто едет по прямой и мог бы легко повернуть – он даже не заблокировал колеса на торможении».
На предсезонных тестах возникли опасения, что в этом году станет сложнее обгонять из-за особенностей аэродинамики машин. Более износостойкая резина и послабления в судействе должны подтолкнуть гонщиков жестче действовать на трассе. Макс Ферстаппен полностью поддерживает эту идею.
«Гонки должны стать настоящей борьбой – как в MotoGP, - пояснил голландец. - Нам нужны поединки, которые будут потрясающе выглядеть по ТВ. Конечно, надо избегать аварий, но зрители будут в восторге от плотной борьбы!
Когда Себастьян и Даниэль сражались в Мексике, между ними произошёл контакт, но в конечном счете в этом суть гонок. Не должно быть так, чтобы вы получали 10-секундный Stop&Go за то, что выдавили соперника с трассы – нужно немного больше свободы, но при этом вы должны действовать безопасно.
Гонщики это понимают, никто не будет намеренно врезаться друг в друга. Но чуть больше поединков колесо в колесо – почему бы нет? Я здесь не для того, чтобы кто-то проверял на мне эффективность своих тормозов или взлетел в воздух, зацепив мою машину, ведь тогда гонка закончится и для меня. Скажем так, если я смещаюсь с траектории в зоне торможения и вижу, как парень за мной блокирует колеса, то я сниму ногу с педали и тоже проеду по прямой, поскольку иначе для меня гонка закончится».