Британский журналист и комментатор Джеймс Аллен проанализировал влияние стратегии на результаты Гран При России…
Российский Гран При – одна из тех гонок, где с новыми машинами 2017 года и низким износом шин обгонять оказалось очень сложно, а фактор стратегии сыграл очень небольшую роль. Фактически, это была лишь четвёртая гонка в истории Формулы 1, где после первого круга не произошло ни одного обгона.
Ключевой вопрос – могли ли в Ferrari помочь Себастьяну Феттелю выиграть гонку после потери лидерства на старте, если бы действовали более агрессивно ближе к финишу, когда Феттель догонял Валттери Боттаса?
Ожидания перед стартом
У трассы в Сочи несколько ключевых особенностей, определяющих стратегию гонки – гладкий асфальт, на котором шины почти не изнашиваются, высокий расход топлива, ограничивающий свободу действий команд, и сложности при обгоне.
На этот раз в Pirelli привезли самые мягкие составы резины, но всё равно все ждали гонки с единственным пит-стопом. Состав Soft можно было не привозить, износ UltraSoft и SuperSoft оказался очень небольшим – около 0.03 секунды на круге, но шины UltraSoft были на полсекунды быстрее. Именно этот состав команды старались максимально использовать на дистанции.
При столь низком износе у новых шин почти нет преимущества перед проехавшими большую дистанцию, поэтому использование привычной «подрезки» в борьбе с соперниками за счёт более раннего пит-стопа не имело большого смысла.
Стратегия лидеров состояла в том, чтобы проехать максимально возможный отрезок на стартовом комплекте UltraSoft, оторвавшись от более медленных машин, а потом перейти на SuperSoft, избежав трафика после пит-стопа.
Во второй десятке был возможен другой вариант – старт на SuperSoft и переход на UltraSoft по ходу гонки. Гонщики средней группы первый отрезок обычно проводят в трафике и не смогут в полной мере использовать скоростные качества шин UltraSoft, такая стратегия имела смысл – тогда бы они получили самые быстрые шины на втором отрезке, когда машины стали легче и быстрее. К тому же, вопреки широко распространенному мнению, нет разницы между стартом на UltraSoft и на SuperSoft – оба состава на старте работают очень эффективно.
В Sauber увидели эту возможность и использовали её для обоих пилотов, а в McLaren выбрали такую стратегию для Вандорна. Ещё одной причиной этого выбора стал высокий риск выезда автомобиля безопасности на первом круге, что позволило бы без большой потери времени сменить шины, а потом проехать всю оставшуюся дистанцию на одном комплекте UltraSoft.
Такая стратегия позволила Sauber отыграть около 14 секунд по сравнению с обычным пит-стопом, но их машина оказалась недостаточно быстра, чтобы использовать это преимущество. А вот если бы её выбрали команды средней группы, вроде Toro Rosso, они могли финишировать гораздо выше.
Если бы Карлос Сайнс стартовал на SuperSoft, а затем провёл пит-стоп за автомобилем безопасности, он выехал бы сразу за Строллом, а после вынужденного пит-стопа Массы, пострадавшего из-за медленного прокола, мог закончить гонку девятым.
Мог ли выиграть Феттель?
В последние годы гонщики Ferrari редко выигрывали поулы, а чтобы вспомнить весь первый ряд стартового поля, придётся вернуться на десять лет назад. Упускать такую возможность было нельзя. Ferrari получила идеальную возможность завоевать победный дубль в Сочи – при условии, что старт пройдёт гладко. Не получилось. Во втором повороте Боттас перехватил инициативу и смог создать большой отрыв на шинах UltraSoft, подтвердив высокий темп на дистанции, показанный на тренировках в пятницу.
Многие спрашивали: мог ли Феттель выиграть гонку, если бы провёл пит-стоп на 25 или 26 круге, когда Боттас оказался в трафике? Ответ отрицательный. Моделирование возможного развития событий показывает, что Феттель выехал бы примерно в полутора секундах позади Боттаса. Но эта ситуация создала бы более стрессовые условия и для механиков Mercedes, и для самого Валттери, у которого нет опыта лидирования в гонке.
В Mercedes порой небезупречно действуют в условиях прессинга, так что попробовать стоило, тем более, что Феттелю в итоге пришлось дважды пробиваться через трафик – до и после пит-стопа. Таким образом, он ничего не выиграл, оставшись по предложению команды на трассе.
В Ferrari отложили пит-стоп, поскольку искали для Себастьяна свободное место на трассе после смены шин – износ был минимальным, так что время позволяло.
Боттас действительно ошибся, заблокировав переднее колесо, но на результат гонки это не повлияло, а механики Mercedes отработали великолепно – пит-стоп Валттери был одним из лучших в гонке, они обслужили его машину на 0,8 секунды быстрее, чем в Ferrari машину Феттеля.
Хюлкенберг уступает в борьбе с Force India
В конце первой десятки в этом году интересную борьбу ведут гонщик Renault Нико Хюлкенберг и пилоты Force India Серхио Перес и Эстебан Окон. Хюлкенберг чувствует ответственность, поскольку в этом году только он пока зарабатывает очки в составе Renault – для Палмера сезон начался неудачно.
В Сочи Нико вновь отлично выступил в квалификации, опередив гонщиков Force India и завоевав восьмое место. Но он неудачно стартовал, а потом не смог отыграться, несмотря на смелую стратегию.
Потеряв две позиции на старте, Хюлкенберг продлил первый отрезок на UltraSoft до 40-го круга, пользуясь минимальным износом шин, теряющих всего три сотых секунды на круге. Потом он переключился на SuperSoft – его комплект был на 14 кругов свежее, чем шины у Force India, но и у соперников шины тоже не изнашивались, так что он не смог их опередить.
Материал публикуется с официального разрешения www.jamesallenonf1.com