Ещё несколько лет назад команда Williams была одной из худших по скорости проведения пит-стопов, но в последние годы всё радикально изменилось – и в 2016-м, когда впервые разыгрывался приз DHL Fastest Pit Stop Award, команда из Гроува победила с огромным отрывом.
Именно механики Williams установили и абсолютный рекорд на пит-стопе – во время прошлогоднего Гран При Европы в Баку им удалось сменить все четыре колеса на машине Фелипе Массы всего за 1,92 секунды. Но в команде не намерены останавливаться – их цель провести пит-стоп всего за секунду. Чтобы добиться этого, в Williams используют самые передовые технологии и нанимают специалистов.
Грэм Хэклэнд, директор по информационным технологиям Williams: «Наша цель – постараться провести пит-стоп за одну секунду. Достижимо ли это? Мы считаем, что да. Сначала мы должны научиться регулярно проводить пит-стопы быстрее, чем за две секунды, а затем попробуем уложиться в одну.
Мы прошли путь от одной из самых медленных команд на пит-стопах в 2012-2013-м до самой быстрой в прошлом году. Для этого нам пришлось пересмотреть буквально всё. Мы наняли отдельного специалиста по работе с людьми, чтобы понять, как можно улучшить взаимодействие во время пит-стопа. Нужно было изучить ситуацию, включая здоровье механиков, их диету, физическую подготовку, оценить, как они тренируются, в каких условиях работают.
Провести пит-стоп за 2-2,1 секунды нелегко, а чтобы сделать это быстрее двух секунд, парням пришлось напряжённо работать. При этом у каждого механика есть и другая работа – проводить пит-стопы – не единственная их задача.
Отдельный специалист всё анализирует, помогая понять, где наши парни сталкиваются с проблемами. Благодаря такому подходу теперь при выборе стратегии мы можем действовать агрессивнее».
Одно из ноу-хау команды – использование специальных датчиков на теле каждого из участников смены шин, снимающих основные жизненные показатели. Таким образом в команде отслеживают состояние и действия своих механиков во время пит-стопов. Эти технологии были разработаны совместно с партнёрами из Avanade.
Тайсон Хартман, исполнительный вице-президент Avanade: «Последние два года мы много работали с Williams над стратегией, изучали работу тормозов и сцепления, а позже и биометрию механиков, работающих в боксах. У нас есть специальные биометрические пояса, фиксирующие ряд показателей, включая пульс, частоту дыхания, температуру и нагрузки. На основе этих данных мы можем судить об эффективности работы и давать советы относительно того, как можно улучшить показатели».
У подобного подхода есть и обратная сторона – если данные биометрии покажут, что что-то идёт не так, команде придётся принять трудное решение и отстранить механика от его традиционной роли на пит-стопе. Впрочем, пока до этого не доходило.
Грэм Хэклэнд: «Главная цель биометрии на сегодня – понять, когда человек близок к совершению ошибки, и тут мы вторгаемся в зону цифровой этики, ведь в таком случае нам придётся его заменить. Это как в американском футболе – если игрок оказывается в красной зоне, его меняют. Конечно, он может быть недоволен, по пути на скамейку он, вероятно, в сердцах пнёт бутылку с водой, но большинство принимает это».