Влияние новых хозяев Формулы 1 на чемпионат уже чувствуется: в Сочи и Барселоне публику ждали приятные новшества, для внедрения которых не потребовалось больших затрат, лишь добрая воля и некоторые организационные усилия.
Но это только начало, и в корпорации Liberty Media изучают перспективы развития спорта, стараясь понять, что действительно важно, и на что необходимо обратить внимание в первую очередь. В частности, они хотят убедить команды в необходимости более справедливого распределения доходов, которые получает чемпионат, и введения бюджетного лимитирования.
Формально всё это можно внедрять лишь после 2020 года, когда истекут действующие коммерческие соглашения между участниками чемпионата и его организаторами, заключённые ещё при Берни Экклстоуне. Но, по информации издания Auto Motor und Sport, в Liberty надеются, что смогут приступить к реализации своих планов несколько раньше, и рассчитывают на взаимопонимание с командами.
«Суть спорта – в остром соперничестве. Даже у аутсайдеров должна быть возможность бороться за победы, – считает Чейз Кэри, исполнительный директор Формулы 1. – Пусть все остаются конкурентами на гоночной трассе, но за её пределами мы должны общими усилиями развивать наш чемпионат».
Уже летом в Liberty собираются представить командам свои соображения по поводу будущего перехода к принципу ограничения бюджетов. Речь не просто о введении некоего верхнего лимита расходов – подход должен быть комплексным и включать несколько аспектов, в частности, ограничение численности персонала, производственных расходов, а также сокращение арсенала имеющихся в распоряжении команд технологий и оборудования.
По замыслу новых руководителей чемпионата, за год до официального введения подобного контроля за расходами начнётся что-то вроде переходного периода, когда за нарушения ещё не будут штрафовать.
«Мы хотим посмотреть, работают ли вообще механизмы мониторинга», – пояснил один из неназванных представителей Liberty Media.
Подобный постепенный подход, при котором ограничение расходов начнут вводить ещё до 2020 года, разделяет и Роберт Фернли, заместитель руководителя Force India: «При этом не пострадают интересы топ-команд. Если на первом этапе ограничить расходы на уровне $250 млн., то это коснётся только трёх самых крупных команд. Постепенно можно снижать лимит до $50 млн. в год. То же самое касается технологического и технического арсеналов. На первом этапе размеры моделей для продувки в аэродинамических трубах можно сократить до 40%, затем вообще запретить использование аэродинамических труб, оставив только технологии CFD. Чтобы на каждом этапе всем нужно было приспосабливаться».
Гораздо сложнее Liberty придётся, когда дело дойдёт до распределения финансовых выплат. В Ferrari и Red Bull уже дали понять, что не собираются отказываться от своих привилегий.
У Чейза Кэри есть своя точка зрения: «Все понимают, что положение дел в спорте может быть хорошим, только когда зрителям предлагается яркое шоу и острая борьба на трассах, исход которой невозможно предсказать. Тото Вольфф недавно заявил, что если Ferrari сейчас выигрывает гонки, это идёт на пользу всей Формуле 1. Это принципиальный момент. Он понимает, что нужно спорту. Если все победы достаются только одной команде, можно говорить о том, что она выиграла сражение, но потерпела поражение в войне, поскольку вскоре люди перестанут смотреть гонки».
Для достижения некоего равенства в Liberty даже подумывают о внедрении принципов, которые используются в американской серии NASCAR, когда все команды должны открыто представлять свои машины и двигатели соперникам, чтобы избежать слишком явного технического преимущества. Но в Формуле 1 подобный подход понравится не всем.
В частности, операционный директор Force India Отмар Сафнауэр уже высказал своё скептическое мнение: «Не всё, что работает в других видах спорта, можно внедрить в Формуле 1. Принципы NASCAR не соответствуют природе Формулы 1, которая также является соревнованием инженеров. Если кто-то хочет добиться равенства возможностей, пусть лучше выделяет всем равное количество денег».