Бывший технический директор HRT, бывший главный инженер Ferrari Антонио Кукерелла в своей колонке для El Pais прокомментировал успех Хэмилтона и неудачу Ferrari...
Антонио Кукерелла: «Когда в 2007-м чемпион GP2 Льюис Хэмилтон пришел в Формулу 1, от него многого ждали. Льюис оправдал ожидания – он с первого дня был быстр и на равных боролся со своим звёздным напарником, двукратным чемпионом мира Фернандо Алонсо. Уже тогда было понятно, что у него впереди большое будущее.
В этом году, в четвёртом сезоне гибридной эры, лучшая машина вновь была у Mercedes, но и соперники добились прогресса. Из 18-ти прошедших Гран При в 13-ти машины Mercedes имели преимущество. Перевес большой, но не абсолютный, как в прошлые годы. Кроме того, разница между первой и второй командой сократилась на всех трассах.
Льюис тоже изменился. Четыре титула отлично характеризуют качества гонщика, но по этим цифрам не видно, как быстро он научился восстанавливаться после сложных уик-эндов, как хорошо он сейчас справляется с трудностями. Он полностью сконцентрирован, думает только о борьбе, отлично контролирует себя в сложных ситуациях. Льюис созрел. Когда с машиной возникают проблемы, он умеет минимизировать потери – и справляется с этим гораздо лучше своего напарника по команде.
Боттас сменил в Mercedes чемпиона мира Нико Росберга. Нико понадобилось несколько лет, чтобы выиграть у Хэмилтона. Боттасу тоже понадобится время на адаптацию. Валттери – хороший гонщик, но не уровня Хэмилтона. Впрочем, для команды это не так уж плохо.
Из 11 побед Mercedes девять на счету Хэмилтона и две у Боттаса. Возможно, Хэмилтон не выиграл бы титул досрочно, если бы Валттери отбирал у него очки и победы. Если бы сейчас Льюис выступал в паре с Росбергом, то очков в Кубке конструкторов у Mercedes наверняка было бы больше, а очков у Хэмилтона – меньше.
Такая же ситуация в Ferrari. Феттель выиграл четыре гонки в этом году, а Райкконен – ни одной. Кими не отбирал очки у лидера команды, только в Мехико он финишировал впереди немца, но так сложилась ситуация.
В 2017-м Ferrari оказалась намного сильнее, чем в предыдущие годы. В 2015-м у них было три победы, в 2016-м – ни одной, а в 2017-м они выиграли уже четыре гонки из 18-ти. Но еще важнее разница с Mercedes. Машина Ferrari была лучшей в пяти Гран При из восемнадцати. Почти во всех гонках им удавалось прессинговать лидеров. Но как часто бывает в Ferrari – две неудачных гонки привели к кризису. В Mercedes тут же воспользовались этим, переломив ситуацию в свою пользу.
Выиграть чемпионат мира с лучшей машиной достаточно просто. Выиграть с машиной, которая лучше других в 50% гонок, гораздо сложнее. Победа с машиной, которая в большинстве гонок уступает – это подвиг. Пока Мercedes удаётся сохранить преимущество. Остальные стремятся достичь их уровня, а Ferrari ещё и пытается выйти из кризиса. Возможно, в следующем году другие команды – Red Bull Racing и McLaren – смогут достичь такой же эффективности и надёжности.
В гонках не всегда побеждает самая быстрая машина. В этом году титул выиграл самый быстрый гонщик на самой быстрой машине – сумма слагаемых оказалась достаточно велика, но расстановка сил постепенно меняется. Всё идёт к тому, что в следующем сезоне в чемпионате не будет одной доминирующей команды, так что титул в 2018-м может выиграть команда, у которой не во всех гонках лучшая машина».