Перед началом сезона журналисты ESPN встретились с исполнительным директором Формулы 1 Чейзом Кэри, чтобы обсудить проблемы спорта и цели Liberty Media в этом году.
Чейз Кэри: «Формула 1 – это большая экосистема, включающая промоутеров, спонсоров, привилегированных партнеров, вещательные компании, и мы всегда говорили о необходимости наладить партнерские отношения. Всегда могут возникнуть проблемы, которые мы должны решать совместно с одной из этих сторон. Мы действительно хотим выстраивать такие отношения, и на это нужно время, чтобы выявить проблемы, попытаться понять то, что беспокоит наших партнёров, какие у них сложности, а также пояснить, что мы хотим сделать, и как именно мы можем сотрудничать.
Решения принимаются не в результате демократической процедуры голосования. В своё время мы обсуждали эту тему с Берни Экклстоуном: он говорил, что спорту нужен диктатор, а я – что спорту нужен лидер. Диктатор единолично принимает решения и не обращает внимания на мнения остальных. Лидер же понимает, что у окружающих есть возможность внести свой вклад, и в результате можно надеяться, что вы сможете заручиться поддержкой большего числа людей.
Если вы стараетесь наладить партнерские отношения и сделать так, чтобы люди вместе стремились к одной общей цели, то, по-моему, важно, чтобы они чувствовали, что у них есть право голоса, и они могут всё с вами обсуждать.
Две недели назад прошла встреча с промоутерами гонок со всего мира, и они высказывали озабоченность размерами выплат и другими проблемами, но мы с этим работаем. Они сказали, что впервые все вместе оказались за столом переговоров, у них впервые появилась возможность услышать о том, что мы стараемся сделать для развития спорта и расширения его аудитории – до этого просто что-то делалось, и все были недовольны. На их проблемы не обращали внимания, у них не было возможностей быть услышанными… Я сомневаюсь, что это правильный способ развивать спорт.
Мы хотим многое сделать для Формулы 1, но в основе всего этого должны быть зрелищные гонки. С кем бы мы ни обсуждали спортивный аспект, все согласны, что на трассе должно быть больше соперничества, больше событий, а гонки по возможности должны стать менее предсказуемыми. Каждый раз, когда я слышу, что та или иная трасса не подходит для обгонов, моя первая реакция – я еще новичок в этом деле – такая: «Хорошо, тогда создайте три места на трассе, где можно обгонять». Понимаю, что это не так просто, но мы должны решить эту проблему. Если нам нужны соперничество и менее предсказуемые гонки, мы обязаны во всём этом разобраться. В этом плане мы пока посередине пути, ведь когда начинаешь погружаться в детали, всегда будут высказываться разные мнения о том, как этого достичь.
По-моему, у нас есть согласие по стратегическим целям, но очевидно, что когда в дискуссии участвует столько заинтересованных сторон, как в нашем случае, то звучат различные мнения. Следовательно, нам надо работать совместно с командами, с FIA, со всеми заинтересованными сторонами, чтобы потенциал Формулы 1 раскрывался в полной мере. Гонки существуют не для того, чтобы команды боролись между собой в вакууме, каждый Гран При должен стать зрелищным событием, которое привлекает болельщиков.
Я не считаю, что конкуренция в нашем спорте на должном уровне, а борьба идёт по-настоящему интересно – она стала чрезмерно правильной. Всплеск интереса происходит тогда, когда кто-то допускает ошибку. Если всё идёт, как надо, вы можете этим восхищаться, но это не создает интриги. Мы хотим создать такой продукт, который давал бы болельщикам всё то, что они видели прежде, когда смотрели Формулу 1 в детстве, если не больше.
Не думаю, что в спорте можно изменить что-то одно, и после этого вы внезапно получите 10 команд, которые будут на равных бороться между собой. В прошлом сезоне у нас было три команды в лидирующей группе, а семь команд боролись за позиции в середине пелотона. Я надеюсь, что мы увидим более острую конкуренцию, но при этом мне хотелось бы увидеть больше драматических и интересных событий. Отчасти именно это мы увидели в прошлом году, когда две команды боролись между собой, но нам надо, чтобы участников этих сражений было больше.
Что касается угрозы Ferrari покинуть Формулу 1, я не хочу рассуждать о том, что может произойти, а что – нет. Важность Скудерии для спорта уникальна, и мы хотим, чтобы она оставалась частью Формулы 1. То же самое относится к Mercedes. Мы хотим, чтобы этот бренд остался. Мы ценим все существующие команды и хотим, чтобы обстановка в спорте и бизнесе стала для них более благоприятной. Но мне не хочется сейчас на этом останавливаться. Я считаю, что мы должны стремиться к этому, и сейчас мы сосредоточены на главном – надо сделать спорт ещё более интересным для болельщиков.
Я хочу, чтобы в командах и в спорте была здоровая обстановка. Всё должно быть сбалансировано. Должны быть вознаграждения за успехи и помощь в случае поражения и так далее, а сейчас, по-моему, такого нет. Нынешняя бизнес-модель не отвечает интересам команд, многие находятся в очень сложном экономическом положении, и я считаю, что мы должны это изменить. Я не хочу переходить на детальные рассуждения о том, как этого добиться, но мы хотим создать для команд более благоприятный деловой климат.
Я хочу, чтобы у новых команд появилось желание присоединиться к спорту, вне зависимости от того, сделают они это или нет. Если никто не купил Manor даже за доллар, то в этом нет ничего хорошего. Не должно быть такой команды, которую никто не захочет купить. И это важно как для меня, так и для всех заинтересованных сторон. У нас должен быть такой спорт, к которому все хотели бы присоединиться, и очевидно, что пока об этом рано говорить.
События, связанные с Manor, происходили до того, как Liberty приобрела Формулу 1. Я не хочу сказать, что мы бы решили проблемы этой команды – у неё их было слишком много. Но не должно быть так, чтобы никто не хотел бы купить за доллар существующую команду. Всё это произошло более года назад. И вопрос не в том, что лично я хочу увидеть в Формуле 1 новые команды: скорее надо говорить о нашем общем желании повысить реальный интерес к нашему спорту у потенциальных участников чемпионата.
Будут ли это частные или заводские команды? По-моему, важны и те, и другие. Конечно, автопроизводители выполняют уникальную роль в спорте. Сейчас у нас четыре поставщика двигателей, а не три, но очевидно, что нам важны автомобильные компании, это важный элемент нашего спорта. Когда заходят разговоры о том, кто мог бы присоединиться к Формуле 1, то речь идёт в основном об автопроизводителях. Это не значит, что у остальных нет такой возможности, но если рассуждать о наиболее очевидных кандидатах, то вы начинаете вспоминать тех, кто исторически участвовал в чемпионате мира и ушёл из него, а в большинстве случаев это, конечно, автопроизводители».