Мартин Брандл, бывший гонщик Формулы 1 и комментатор Sky Sports, подвёл итоги бахрейнского этапа чемпионата, отметив, что Себастьян Феттель победил совершенно заслуженно.
Я печатаю этот текст, слушая Брюса Спрингстина, перед тем, как вылететь в Шанхай. Конечно, Спрингстин также известен как The Boss, и это слово вполне ёмко суммирует прекрасное выступление Себастьяна Феттеля в прошлое воскресенье.
Отражая атаки гонщиков Mercedes, у которых, вероятно, были более быстрые машины и однозначно более выгодная тактика, Феттель смог выжать из своих шин достаточно высокую скорость и продержаться на них 39 кругов, хотя они рассчитаны кругов на 30.
В Мельбурне Феттелю повезло, когда, несмотря на нехватку темпа, из-за введения режима виртуального сейфти-кара ситуация сложилась в его пользу. Но в Бахрейне он выступил просто классно и провёл одну из своих лучших гонок.
Похоже, что Mercedes смогли заставить Скудерию провести ранний пит-стоп – такая возможность появилась, когда Валттери Боттасу на старте удалось вклиниться между двух Ferrari ещё перед 1-м поворотом. Именно тогда чемпионская команда избрала для Боттаса тактику единственного пит-стопа и придерживалась такой же схемы в случае с Хэмилтоном, который ехал на шинах Medium, а они более устойчивы к износу.
Хочется похвалить Pirelli: ресурс шин был на нужном уровне, деградация – предсказуемой и линейной, а составы были подобраны так, чтобы дистанцию можно было проехать с одним пит-стопом, хотя и не без труда, но можно было и провести два пит-стопа. Обычно всё это способствует тому, чтобы гонка прошла интересно.
У Ferrari не было выбора, пришлось перевести Феттеля на тактику единственного пит-стопа и просто надеяться на лучшее. Хотя это не помешало им позвать в боксы Кими Райкконена в попытке дестабилизировать Mercedes. Кроме того, это давало свободу манёвра на случай, если кому-то ещё удалось бы реализовать тактику одного пит-стопа.
К большому сожалению, во время этой остановки в боксах механикам Ferrari не удалось снять с машины финна заднее левое колесо, но её всё равно выпустили на трассу, а механик Франческо Чигарини получил серьёзные травмы. Кими нельзя за это винить, ведь он может отпустить сцепление, только если видит зелёный сигнал светофора, и у него нет времени смотреть в зеркала в случае, если что-то идёт не так.
И не надо думать, что он обязан был предвидеть возникновение какой-то проблемы. Машину поднимают на домкраты, верещат могучие гайковёрты, механики снимают и ставят колёса, а гонщик, стянутый ремнями безопасности, сидит в углепластиковом кокпите и может лишь чувствовать общее напряжение ситуации, но при этом у него масса своих дел.
Мне очень жаль Кими. В Мельбурне ему не повезло с автомобилем безопасности, а в Бахрейне возникли проблемы на пит-стопе, поэтому теперь, вероятно, до конца сезона ему придётся работать на Феттеля. Хотя нельзя исключать, что уже скоро удача улыбнётся и ему.
Если говорить о пит-стопах, то всё дело в том, что именно замена шин за пару секунд – один из тех моментов, которые делают Формулу 1 столь привлекательной. И то, что Ferrari в итоге выплатила штраф, пополнив кошелёк FIA на 50 тысяч евро – не решение проблемы. Лучше бы часть этой суммы досталась семье травмированного механика – это бы как-то смягчило её переживания в ближайшие несколько недель.
Если ввести минимальное время пит-стопа, это будет как-то скучно, хотя риск всё равно останется. И не будем забывать, что в основном пит-стопы проходят вполне нормально. Мне думается, что командам стоит немного сбавить обороты и стремиться к стабильным, а не к нереально коротким пит-стопам.
Когда Боттас на 20-м круге получил свежие шины, он рванул, как ошпаренный, после чего с пит-уолл ему вежливо напомнили, что вообще-то на этом комплекте ему предстоит ехать до финиша. Возможно, именно в этот момент в Mercedes допустили ошибку, ведь они просто сами отказались от возможности прессинговать Феттеля.
Помнится, комментируя гонку, я говорил: если в Mercedes хотят, чтобы шины Феттеля износились, им надо маячить у него в зеркалах. Тем не менее, был некий невнятный период, когда Себастьян мог спокойно ехать, и ему никто не мешал преодолевать круг за кругом.
С другой стороны, у Хэмилтона по ходу гонки тоже была странная фаза, когда его раздражали инструкции, которые он получал с пит-уолл, поскольку ему не хватало точной информации. В итоге Льюис финишировал в 6,5 секунды позади победителя, но если бы он чётко следовал рекомендациям команды, то мог бы выиграть. Неудивительно, что Тото Вольфф потом сказал, что после пит-стопов он был на 90% уверен в победе. Но Феттелю удалось всех перехитрить.
Пьер Гасли провёл потрясающий уик-энд, пилотируя Toro Rosso-Honda: он всю дорогу ехал в первой десятке и прекрасно держался на пятой позиции, сдерживая натиск Магнуссена и Хюлкенберга, а после схода Райкконена переместился на 4-ю.
Этот результат Honda – просто соль на раны McLaren, которые ещё в субботу уступили Toro Rosso в квалификации. Но в итоге оба гонщика команды из Уокинга вновь заработали очки, и после провала Red Bull эта команда вышла на третье место в Кубке конструкторов, а Фернандо Алонсо занимает 4-е место в личном зачёте.
Из других заметных достижений стоит упомянуть 9-е место Маркуса Эриксона, которое он добыл для Sauber, проехав гонку с единственным пит-стопом. Вообще по всему пелотону шла интересная борьба, хотя те, кто полагает, что в Формуле 1 нет проблемы с обгонами, должны признать, что удлинённые зоны DRS на старт-финишной прямой слишком упрощали задачу преследователям.
Максу Ферстаппену стоит задуматься и дозировать свою агрессию. В начале гонки он предпринял прекрасную попытку опередить Хэмилтона, но надо было по возможности оставить с внешней стороны немного больше места. В общем-то это был просто гоночный инцидент, но в последнее время Макс слишком часто становится героем подобных происшествий. Впрочем, он умный парень и в итоге со всем разберётся.
Любопытная статистическая деталь: Феттель, Хэмилтон, Нико Росберг и Михаэль Шумахер выиграли 200-й Гран При, в котором стартовали. Это лишь говорит о том, насколько безопасными стали машины и трассы, а также подчёркивает уровень физической и профессиональной подготовки гонщиков.
Но вот вопрос: сможет ли Ferrari одержать третью победу подряд в Китае?