Бывший гонщик Формулы 1, комментатор Sky Sport F1 Мартин Брандл подвёл итоги Гран При Франции…
В последнее время старты Формулы 1 часто обходятся без инцидентов, но на старте Гран При Франции мы увидели настоящий хаос. Избежавшие контактов с другими машинами разъехались по широким зонам вылета, своей раскраской напоминающим калейдоскоп. Стюардам пришлось рассматривать множество инцидентов, так что о наказании Романа Грожана, задевшего машину соперника ещё до первого поворота, было объявлено лишь спустя 55 минут.
Удивительно, что всё это произошло на сухой и довольно чистой трассе. От старта до апекса первой шиканы всего 590 метров, она кажется весьма напряженной, но в квалификации гонщики проходили её на большой скорости и на пятой передаче.
Сегодняшние машины Формулы 1 двухметровой ширины по габаритам не уступают внедорожнику, а гонщики из кокпита видят лишь несколько сантиметров верхней части передних шин – носовой обтекатель и переднее антикрыло за границей видимости, поэтому меня всегда впечатляла их точность.
Стартуя на UltraSoft, Себастьян Феттель имел преимущество лучшего сцепления с трассой по сравнению с гонщиками Mercedes, начинавшими гонку на SuperSoft. Себастьян прекрасно стартовал и в «воздушном мешке» позади Хэмилтона быстро поравнялся с Боттасом.
Валттери тормозил позже и вошел в первую шикану по внешнему радиусу, оставив Себастьяну достаточно места. Немец недооценил потерю прижимной силы позади другой машины, заблокировал передние колёса на торможении и врезался в Валттери.
Это на 100% ошибка Феттеля, но если вы атакуете гонщиков Mercedes в борьбе за позицию, вам приходится рисковать. Ничего особенно опасного и злонамеренного в его действиях не было.
Спортивный регламент предусматривает девять видов штрафов, которые могут наложить стюарды. Это штраф на пять и десять секунд, которые нужно отбыть на пит-стопе или они будут добавлены после финиша. Штраф с проездом по пит-лейн, обычно стоящий гонщику около 22 секунд, штраф с десятисекундной остановкой Stop&Go, который приводит к потере около 34 секунд. Кроме того, есть штрафы с прибавкой времени, предупреждение, потеря мест на старте следующей гонки, дисквалификация в текущей гонке и лишение права участвовать в следующем Гран При.
В случае с Феттелем стюарды выбрали первый, самый маленький штраф, и многие говорили, что наказание оказалось недостаточно серьёзным, ведь Себастьян финишировал впереди Валттери, чью машину он повредил.
Следуя логике «глаз за глаз», Себастьяну тогда стоило бы показать чёрный флаг, если бы Боттас сошел? Любое наказание не может точно компенсировать потерю скорости и другие последствия таких инцидентов.
Лично я на месте стюардов выбрал бы десятисекундный штраф или проезд по пит-лейн, но у них есть всё необходимое оборудование и средства контроля, чтобы наказания выглядели последовательными и предсказуемыми с учётом всех обстоятельств. И не будем забывать, что ещё недавно многие призывали вообще отказаться от штрафов, дав гонщикам возможность ярко бороться на трассе, не опасаясь возможных санкций.
Инцидент в первом повороте разбил пелотон, как шар в кегельбане. Произошло несколько столкновений, в том числе инцидент между двумя французами – Эстебаном Оконом и Пьером Гасли, которые не только были убиты горем из-за схода на домашней трассе, но и получили предупреждения от стюардов.
После финиша Феттель сказал, что скорость машины позволяла ему выиграть гонку, но я в этом не уверен. Кими Райкконен провёл гонку без серьёзных проблем и финишировал в 25 секундах за Хэмилтоном.
Льюис был счастлив. Он доминировал по ходу уик-энда, использовал свой опыт и талант. Перед стартом я с удивлением смотрел, как он фотографирует свою машину – прежде я такого не видел. Льюис объяснил это тем, что пройдя по пит-лейн после парада пилотов, впечатлился красотой своей машины и тем, как ему повезло её пилотировать.
Макс Ферстаппен вновь уверенно провёл гонку, а на пресс-конференции не упустил шанс ответить на недавнюю критику со стороны Феттеля по поводу его стиля пилотирования, когда немец сам стал участником инцидента. Я был на этой пресс-конференции – Макс говорил серьёзно и даже слегка сердито, а отнюдь не шутил.
Многие перед гонкой, в том числе и я, говорили, что шикана в середине прямой Mistral лишняя, но и в гонках поддержки, и во время Гран При мы увидели там немало обгонов. Да, большая часть их объясняется DRS и встречным ветром, осложнявшим возможность обороняться, но там были и яркие манёвры. И всё же, мне хотелось бы видеть машины Формулы 1, настроенные на меньшую прижимную силу из-за длинной прямой, проходящие поворот Signes на ещё большей скорости.
Здорово, что Формула 1 вернулась во Францию и в Поль-Рикар. Я приезжал на автодром на своём мотоцикле, так что пробок почти не заметил, но я видел в твиттере, что для многих болельщиков это стало серьёзной проблемой. Организаторам нужно брать пример с Сильверстоуна, где схема движения меняется во время Гран При.
Первая в истории серия из трёх гонок подряд началась. Первый Гран При позади, посмотрим, что всего через пару дней ждёт нас в Австрии.