Объединённые Арабские Эмираты (ОАЭ), в число которых входит и Абу-Даби, не могут похвастать богатой историей, но с точки зрения современного устройства это одно из самых интересных государств мира. А может даже не государство. Науке это точно не известно.
Историю ОАЭ можно начать примерно с VII века, когда расположенные у побережья Персидского залива шейхства вошли в состав Арабского халифата. Тогда же на этой территории распространился ислам, ставший основной религией. В конце XV века в регион пришли европейцы – первыми на Аравийском полуострове закрепились португальцы. Они установили контроль над Бахрейном, Ормузским заливом и прилегающими территориями, на которых сегодня расположены Оман и ОАЭ.
В то же время в этом регионе стремилась закрепиться и Османская империя, которая постоянно конкурировала с Португалией за влияние. Спустя 150 лет туркам всё же удалось потеснить португальцев, но уже в XVIII веке им на смену пришли британцы. К тому времени Ост-Индская кампания как раз набирала силы и регулярно снаряжала к берегам Аравийского полуострова военные экспедиции.
Казалось бы, что могло привлекать европейцев на этих жарких, пустынных землях, где не было ни золота, ни важных сельскохозяйственных культур? Но у побережья с древних времён добывали жемчуг, весьма ценный в то время. Именно он изначально и стал центром местной цивилизации. Кроме того, эти земли лежали на пересечении торговых путей из Индии и Китая в Европу, благодаря чему получили особое значение.
Тем не менее, долгое время власть британцев была очень ограниченной. Множество мелких шейхств вели собственную, независимую политику, в основном промышляя пиратством. Поэтому англичане даже называли эти территории «Пиратским берегом». И лишь в 1820 году, одержав убедительную победу на море и фактически уничтожив флот шейхов, Великобритания навязала им соглашение о запрете пиратства и работорговли – а заодно и подтвердила право своих судов находиться в местных водах.
Затем это соглашение неоднократно продлевалось и расширялось. Позже был введён запрет на продажу и покупку оружия, а на берегах залива появились английские военные базы. В 1853 году шейхи Умм-Эль-Кайвайна, Рас-эль-Хаймы, Дубая, Абу-Даби и Аджмана на базе всё того же соглашения подписали «Договор о постоянном морском мире» – так образовалось государство Договорный Оман.
Влияние британской короны в регионе постоянно росло, и в 1911 году они добились исключительных прав на добычу жемчуга, но агрессивная тактика привела к росту напряжённости в отношениях с местным населением. В начале двадцатых годов шейхи начали борьбу за свою независимость – в первую очередь, в Шардже и Рас-эль-Хайме. И практически сразу после этого в Персидском заливе нашли огромные запасы нефти, цена на которую в ту пору постоянно росла.
Поначалу это мало помогло местным странам. Разработка нефтяных месторождений не велась, а вот начало промышленного культивирования жемчуга в Японии (такой жемчуг часто ошибочно именуют «искусственным») нанесло серьёзный удар по экономике региона. Популярность и стоимость жемчуга резко снизились, в странах Договорного Омана начался кризис.
Только в конце тридцатых годов Великобритания начала разработку нефтяных месторождений в Дубае, Шардже, Рас-эль-Хайме, Абу-Даби, Аджмане и Кальбе. Тогда же британцы пытались объединить шейхства Персидского залива, Ирак, Трансиорданию и Палестину в одно государство, но эта идея мало кому в регионе понравилась, и в конечном счёте от неё отказались. А затем началась Вторая мировая война, и на какое-то время Европе стало не до Договорного Омана.
Переустройство мира после окончания войны затронуло и Ближний Восток. Шейхства превратились в эмираты, и Лига арабских государств оказывала серьёзное давление на Великобританию, настаивая на независимости стран Аравийского полуострова. К середине шестидесятых британцы осознали неизбежность такого сценария, и объявили о том, что уйдут из региона.
Официально соглашения Великобритании со странами Договорного Омана прекратили своё действие 1 декабря 1971 года. А уже 2 декабря Абу-Даби, Аджман, Дубай, Эль-Фуджайра, Шарджа и Умм-эль-Кайвайн объявили о создании нового государства – Объединённых Арабских Эмиратов. Изначально в его состав планировали войти и Бахрейн с Катаром, но в конечном итоге решили создать собственные государства. В феврале 1972-го к ОАЭ присоединился эмират Рас-эль-Хайма, завершив, таким образом, формирование страны.
Примерно в то же время в мире произошёл нефтяной кризис, и цены на нефть резко выросли. Это благотворно сказалось на экономике нового государства, и ещё совсем недавно бедные, пустынные земли стремительно развивались. Посреди пустыни росли сады, небоскрёбы и целые города, а уровень жизни населения быстро повышался.
Возникает вопрос – почему же этап Формулы 1 называется Гран При Абу-Даби, а не Гран При ОАЭ? Всё дело в том, что Объединённые Арабские Эмираты – государство необычное. Каждый эмират в отдельности представляет собой отдельную страну – абсолютную монархию (то есть власть шейха в ней ничем не ограничена). Власть же в ОАЭ принадлежит Высшему совету, состоящему из глав всех семи эмиратов, и при этом ограничена конституцией.
Каждые пять лет из своего состава шейхи избирают президента и премьер-министра – то есть на бумаге ОАЭ по своему устройству похожи на Малайзию, где тоже присутствует выборная монархия. На практике, однако, всё не совсем так, поскольку размеры и влияние эмиратов не одинаковы.
Абу-Даби занимает 80% территории ОАЭ, он же приносит в казну больше всех доходов, так что это самый влиятельный эмират государства. Сравниться с ним доходами и размерами может только Дубай – тут тоже велики запасы нефти, и хотя этот эмират значительно меньше, но здесь проживает почти в два раза больше людей. Потому фактически президентом ОАЭ всегда становится шейх Абу-Даби, а премьер-министром – шейх Дубая.
Все эмираты, а в особенности Абу-Даби и Дубай, ведут собственную политику, как внутреннюю, так и внешнюю. Все самостоятельно пытаются привлечь туристов – на сегодня это ещё один серьёзный источник доходов для страны. То есть, по некоторым признакам, ОАЭ представляет собой не федерацию, а конфедерацию, и её составные части обладают собственным суверенитетом. Так что теоретически возможно, что однажды в чемпионате появится ещё один этап в ОАЭ – например, в Дубае, – и будет иметь собственное название.