Авария во время раллийных соревнований в феврале 2011 года едва не стоила жизни Роберту Кубице – поляк получил серьёзные травмы, следствием которых стала ограниченная подвижность правой руки. Многие сомневались, что Кубица когда-нибудь вернётся в гонки, но в этом году он выступает за Wiliams, и принёс команде на данный момент единственное очко в сезоне.
Роберт рассказал, какие сложности ему пришлось преодолеть, чтобы вновь выступать в чемпионате: «Я стремился вернуться в Формулу 1, чтобы доказать, что со мной всё в порядке, и у меня получилось. Сейчас многие спрашивают, зачем мне всё это надо, учитывая результаты. Мне сложно объяснить – меня не поймут многие из тех, кто не был в моем положении. Я принимаю чужие сомнения, но и вы должны принять моё решение.
Многие говорили, что я не смогу нормально выступить в Монако, но тот уик-энд получился одним из лучших. То же самое можно сказать про дождевые гонки – в Хоккенхайме я заработал одно очко. Сейчас я решаю другие задачи, чем десять лет назад, особенно если учесть машину, которая у нас есть. Сейчас я больше работаю над собой, пытаясь выйти на уровень, позволяющий за рулём быстрой машины показать всё, на что я способен.
Травмированная рука не означает, что я должен использовать другие траектории. Самые главные изменения произошли в голове. Просто невероятно, как мозг и тело приспосабливаются к новым условиям. Это один из главных уроков, которые я усвоил. Сейчас моя здоровая левая рука намного быстрее, чувствительнее и точнее, чем когда-либо. Моя левая рука развита намного лучше, чем у 99% людей. Я даже не знал этого.
Тесты показывают, что моя левая рука работает на 35% лучше, чем у других гонщиков. Вряд ли так было у меня с рождения. Скорее, это стало следствием моего саморазвития – мозг должен был как-то компенсировать ограничения правой руки. На протяжении многих лет мне пришлось переучивать тело, чтобы справиться с этими ограничениями.
Самый большой прогресс за годы, прошедшие после аварии, в том, что я научился принимать свои ограничения. Поначалу я не хотел этого замечать, хотел стать снова таким, как прежде. Было трудно, но со временем я нашёл возможность добиваться таких же результатов, как и раньше, только другим способом. Если бы я пробовал действовать как до аварии, то потерпел бы неудачу.
Затем я постарался как можно естественнее пилотировать машину. Вот почему после аварии я вернулся за руль раллийной машины – это было для меня новым знакомством. В машине я никогда не думал о проблемах с рукой, и я почти научился пилотировать раллийную машину, несмотря на свои ограничения.
После я пересел на другие гоночные машины – у меня вновь получилось. Сегодня я пилотирую машину Формулы 1 и не думаю, как должен действовать левой рукой, чтобы компенсировать недостатки правой – это происходит само собой. У меня не было выбора. Конечно, я бы предпочёл быть на 100% здоровым, но так не будет, поэтому я должен выжимать 100% из всего того, что у меня есть».
Отвечая на вопрос, почему Джордж Расселл регулярно опережает его, Кубица заявил: «Когда я пришёл в Формулу 1, у меня было меньше опыта. Гонщики нового поколения готовы к дебюту гораздо лучше, чем я или Льюис Хэмилтон.
Например, Джордж в прошлом тестировал Mercedes и Force India. К моменту начала сезона он, вероятно, проехал больше кругов за рулём современной машины Формулы 1, чем я. Джордж невероятно талантлив, и все знают, что он быстр.
Вполне естественно, что меня с ним сравнивают, но нас трудно сравнивать, поскольку мы находимся на разных этапах своей карьеры. Джордж заслуживает машину, способную бороться за победы. Скорость у него есть – вопрос времени, когда он окажется за рулём конкурентоспособной машины».