Николя Тодт поддерживает Шарля Леклера со времён его выступлений в картинге, и монегаск всегда оправдывал его ожидания. В беседе с французской прессой менеджер гонщика рассказал о том, как он шёл к первой победе в Спа.
Николя Тодт: «Первая победа гонщика, тем более за рулём Ferrari – это момент огромной радости. Но в Спа атмосфера не была весёлой. После гибели Антуана Юбера было сложно что-либо праздновать. Шарль очень скромно отметил победу, отдав дань памяти Антуана. Хотя эта трагедия глубоко тронула его, он идеально провёл уик-энд – это сильно.
Антуан был его другом, очень хорошим, располагающим к себе парнем. Тяжело смириться с его гибелью. Эта драма напомнила, насколько наш спорт опасен. Иногда мы это забываем. Погибнуть за рулём – такое почти невозможно. Эта трагедия навеяла очень печальные воспоминания о гибели Жюля Бьянки несколько лет назад, хотя и при других обстоятельствах.
Я занимался карьерой Жюля с тех пор, как ему исполнилось 15 лет, и в 2011-м он сказал мне, что брат его лучшего друга Лоренцо отлично выступал в картинге, но у его семьи не было денег, чтобы он продолжил карьеру. Оказалось, что у отца Жюля Филиппа и у отца Шарля Эрве общий лучший друг. Я встретился с ними, они мне рассказали свою историю и то, что они ограничены в средствах. У Шарля состоятельная семья (его отец был предпринимателем, а мать держала парикмахерскую в Монако), но у них не было достаточно денег, чтобы инвестировать в картинг. Либо они нашли бы кого-то, кто мог бы им помочь, либо Шарль завершил бы карьеру в автоспорте.
Я не планировал помогать ещё одному гонщику – у меня и так было много дел с Жюлем, но их история меня тронула. Я сказал Шарлю: «Хорошо, я оплачу следующий сезон в картинге. Выступай хорошо, не огорчай меня, и я продолжу тебе помогать». Тот сезон он провёл великолепно.
Я помог ему как друг, потому что мне понравился этот парень. Это был скорее эмоциональный выбор чувств, чем стратегический расчёт, но когда я верю в гонщика, я инвестирую в него. Это дорого стоит. Я стараюсь найти финансирование, но если мне это не удаётся, то сам выступаю гарантом. Шарлю было 13 лет. С тех пор он ни разу меня не разочаровал. Я удивился бы, если бы он не попал в Формулу 1.
При очевидном таланте Шарль в 14 лет был слишком эмоциональным и быстро выходил из себя. Он всегда признавал свои слабые стороны, был очень самокритичен. Если он ошибается в гонке, то сразу это признаёт. Шарль сосредоточен на том, что может сделать лучше. Он быстро понял, что ему надо стать сильнее в психологическом плане, и в 16-17 лет начал работать с этим. В пелотоне все гонщики сильные, разница между ними – в психологической стойкости, это же мы видим во многих других видах спорта.
Одна из главных сильных сторон Шарля – ему всего 21 год, но он почти не ошибается. Он не показывает волнения в важные моменты, хотя внутренне ему может быть сложно. Он феноменально справляется с прессингом, это хладнокровный и зрелый человек.
В жизни Шарля произошло несколько драм, но они помогли ему повзрослеть быстрее, чем многим его ровесникам. Кроме того, это очень работящий и требовательный к себе человек. Он верит в себя и знает, что он очень хороший гонщик, но высоко ставит планку. На следующий день после победы в Спа он уже думал о Монце. Леклер не будет долго размышлять о гонке, которую только что выиграл, не станет прыгать от радости. Такой у него характер.
Сейчас многое по-прежнему в новинку для него. Не забывайте, что в прошлом году он выступал в Sauber, а там работает гораздо меньше людей, и ожидания совершенно другие. Перейти из Sauber в Ferrari и стать напарником четырехкратного чемпиона – это нелегко. От Шарля многого ждут, а в такой ситуации всегда боишься разочаровать. Но Шарль отлично справляется и движется вперед.
Ему предстоит многому научиться. Когда надо бороться с Хэмилтоном и Феттелем, у которых 150 побед на двоих, одного таланта недостаточно - нужен опыт. Шарль это понимает. Ему 21 год, он проводит только второй сезон в Формуле 1. И я впечатлён его темпами прогресса.
Конечно, домашний уик-энд в Монце важен для Шарля и Ferrari. Команда приехала сюда с чувством облегчения после первой победы. У Леклера уже были шансы добиться успеха, но каждый раз что-нибудь мешало, поэтому ему было важно доказать, на что он способен. Я забеспокоился бы, если бы он завершил сезон без побед».