В последний день октября Всемирный совет FIA по автоспорту единогласно утвердил регламент Формулы 1 на 2021 год. Немецкий эксперт Михаэль Шмидт задаётся вопросом, почему в Ferrari не воспользовались своим правом вето, ведь в Маранелло были недовольны новыми правилами, однако в последний момент изменили свою позицию.
Как ни удивительно, но в Ferrari решили больше не сопротивляться, и это разрушило единство тех, кто выступал против новых правил. Но как FIA и руководству Формулы 1 удалось переманить легендарную команду на свою сторону?
Это произошло в последний момент, буквально за день до истечения крайнего срока, назначенного на 31 октября, и хотя в теории у Ferrari было ещё пять дней, чтобы воспользоваться своим правом вето, но этого тоже не произошло.
Удивляет вот что: даже на последнем совещании команд, FIA и Формулы 1 создалось впечатление, что Ferrari, Mercedes и Red Bull Racing, а также их сателлиты Haas, Racing Point и Toro Rosso выступают против нового регламента. В частности, Маттиа Бинотто не раз критиковал его за то, что он вводит слишком жёсткие технические и инженерные ограничения. И все три топ-команды были недовольны предлагаемыми принципами перераспределения доходов чемпионата.
Но внезапно в Маранелло изменили свою позицию на 180 градусов, и это сделало дальнейшее противодействие новшествам бессмысленным. Добиться отсрочки введения новых правил Ferrari, Red Bull и Mercedes могли, только выступая единым фронтом.
Хельмут Марко, автоспортивный советник Red Bull, подтвердил, что австрийская компания связывает с Формулой 1 долгосрочные планы, рассчитывая на продолжение сотрудничества с Honda. Понятно, что многое тут зависит от политики японской корпорации, о чём станет известно не раньше финала сезона в Абу-Даби.
«Нас не должна удивлять реакция Ferrari, – заявил Марко. – В Маранелло всегда действуют по-своему. В Red Bull принимают ситуацию такой, какая она есть. У нас две команды в Формуле 1, свой автодром и Гран При Австрии. Такие инвестиции нельзя просто списать».
В Mercedes также намерены продолжать выступать в чемпионате мира и после 2021 года.
Получается, что руководители Формулы 1 воспользовались старым рецептом Берни Экклстоуна: «Договоритесь с Ferrari, и вы получите остальных».
Этот принцип весьма эффективно им применялся и не раз помогал преодолеть кризисные ситуации, например, возникавшие в 2004-м, 2009-м и 2013 гг. Кстати, все они были так или иначе связаны с дискуссиями о правилах и изменениях в регламенте.
Маттиа Бинотто, руководитель Скудерии, объяснил позицию Ferrari: «Мы думаем, что настал подходящий момент для нового старта. Наш спорт должен обрести стабильность. С этого всё начинается. Это лучший результат, которого мы могли добиться, и теперь всем вместе надо поработать, чтобы улучшить регламент. Команды смогут перейти к интенсивной стадии работы над машинами 2021 года. По ходу этого процесса мы будем выявлять те или иные слабые места и вместе с FIA и руководством Формулы 1 постараемся их ликвидировать».
Это официальная версия. В паддоке также ходит много разных предположений, почему в Ferrari проголосовали за новый регламент, и, наверное, во всех этих теориях есть доля правды. Но если вдуматься, то в продолжении сопротивления не было особого смысла. Ferrari было бы сложно обосновать свою позицию: получилось бы, что в Маранелло против перемен и против создания более равных условий для участников чемпионата.
Тем более что таким образом под удар попадали бы клиентские команды Скудерии. В Ferrari осознали, насколько непрочна конструкция, которая лежит в основе Формулы 1 в её нынешнем состоянии. И если бы в Маранелло воспользовались своим правом вето, это могло бы привести к коллапсу всей системы.
Также можно предположить, что в Ferrari, понимая, что у Mercedes и Red Bull по-прежнему есть преимущество в области аэродинамики, оценили плюсы нового регламента. Если роль аэродинамики снижается, а на передний план выходит мощность двигателя и мастерство гонщиков, это как нельзя лучше устраивает Скудерию.
Кстати, если говорить о потолке в $175 млн, которым бюджеты команд будут ограничены начиная с 2021 года, то это не есть истина в конечной инстанции. Регламент предполагает, что у FIA есть право скорректировать этот предел после 2024 года, а к этому времени в Формуле 1 может сложиться несколько иное соотношение сил, при котором топ-командам будет сложнее сопротивляться переменам.