Герхард Бергер с 2017 года руководит немецким чемпионатом DTM, но четверть века назад он выступал за Ferrari. Точнее, в карьере бывшего австрийского гонщика Формулы 1 было два периода сотрудничества с командой из Маранелло: с 1987-го по 1989-й (после чего он перешёл в McLaren, где был напарником Айртона Сенны) и с 1993-го по 1995 гг.
Разумеется, он очень хорошо знает особенности Скудерии и открыто её критикует за чересчур итальянский подход к подбору кадров на руководящие посты. С его точки зрения, проблемы, с которыми в Ferrari сталкиваются в последние годы, связаны в том числе и с этим.
«Когда я выступал за Ferrari, у них было стремление сделать её итальянской командой, чтобы бороться за победы в чемпионате именно в таком качестве, – рассказал Бергер в интервью британскому журналу Motor Sport Magazine. – Я считаю, что сегодня это невозможно. Формула 1 стала настолько сложной, это такой высокий уровень, что для побед нужны лучшие специалисты в мире. Их где-то надо найти и пригласить в команду, и неважно, какой они национальности.
В конце концов, в случае победы в чемпионате вся слава всё равно достанется Италии.
Если вспомнить эпоху Шумахера, то в Скудерии тогда работал Росс Браун, который был лучшим в своей области. Он англичанин. Самым лучшим политиком был Жан Тодт, руководивший командой. Он француз. Рори Бёрн, непревзойдённый специалист по аэродинамике, из Южной Африки. А лучшим гонщиком в те времена был немец Михаэль Шумахер.
Причём Михаэль продолжал приглашать нужных людей отовсюду, и Жан руководил всем этим процессом. Вместе они сформировали фантастическую международную команду и добились успеха – именно так это работает. А теперь Ferrari стала слишком итальянской, как в прежние времена».
В руководстве Скудерии действительно преобладают итальянские специалисты, а руководит командой Маттиа Бинотто, хотя вырос он в Швейцарии. Правда, пост спортивного директора занимает француз Лоран Мекис, но это единственное исключение.
Также Бергер поделился любопытными воспоминаниями о том, как его, по тем временам ещё очень молодого гонщика, проводившего только второй полный сезон в Формуле 1, пригласили выступать за Ferrari. Это произошло в конце апреля 1986 года, когда 26-летний австриец впервые поднялся на подиум: за рулём Benetton он финишировал третьим, уступив только Алену Просту и Нельсону Пике, двум чемпионам мира.
«После гонки в Имоле мне позвонил Марко Пиччинини, менеджер Скудерии, и сказал, что со мной хочет поговорить господин Феррари. – вспоминает Бергер. – Я удивился и сказал, что, конечно, с удовольствием приеду в Маранелло.
Но примерно в то же время мне позвонил Джеки Стюарт и предложил пообщаться по поводу контракта с Tyrrell, и при этом я уже вёл переговоры с Роном Деннисом, с McLaren. Всё происходило очень быстро, но когда мне позвонили из Ferrari, на эмоциональном уровне это привлекло меня больше всего.
В те годы Энцо Феррари всё ещё активно участвовал в управлении компанией, только в последний год жизни (в 1988-м) он меньше этим занимался из-за болезни. Но когда я впервые приехал в Маранелло, Коммендаторе был ещё полон сил, и все решения принимал именно он. Хотя Марко Пиччинини был менеджером команды, и с ним работал сын Феррари. Но когда я впервые появился на базе Скудерии, я имел дело именно с Энцо.
Разумеется, я был ещё совсем молод, и тот визит стал совершенно особым событием в моей жизни, я был очень счастлив, но уже на следующий день после подписания контракта воспринимал происходящее как само собой разумеющееся.
В начале первого сезона в Ferrari у нас были определённые проблемы, пока мы не разобрались с некоторыми вещами, но уже в середине сезона стали вполне конкурентоспособными и боролись за победы. Из-за мелких ошибок и технических неполадок нам не сразу удалось добиться успеха – помню, что в Эшториле я лидировал, сражался с Аленом Простом, но на последнем круге мою машину развернуло, и я финишировал только вторым.
Но наша машина уже была самой быстрой, и в Сузуке я выиграл…»
Всего за годы карьеры Герхард Бергер одержал 10 побед в Формуле 1 и пять из них – за рулём Ferrari.