Двукратный чемпион мира Мика Хаккинен прокомментировал события Гран При Сахира, завершившегося удивительной победой Серхио Переса, первой в карьере мексиканского гонщика.
Победа Серхио Переса в Гран При Сахира в минувшее воскресенье доказывает, что в Формуле 1 по-прежнему всё возможно, а от успеха до поражения буквально один шаг.
Как ни странно, но именно благодаря пит-стопу на первом круге, который Серхио вынужден был совершить после столкновения с Шарлем Леклером, он получил тактическое преимущество, тогда как надежды Джорджа Расселла на победу в гонке рухнули из-за проблем с радиосвязью у Mercedes.
Формуле 1 очень повезло, что этот сезон вообще состоялся, но благодаря прекрасной работе лондонского менеджмента чемпионата, а также команд и владельцев автодромов, мы смогли избежать самых худших последствий пандемии. Ведь множество других спортивных событий было отменено.
В случае с Ф1 это означало, что гонки проходили на нескольких новых трассах, и мне было интересно посмотреть Гран При Сахира на очень короткой и скоростной конфигурации кольца. Поскольку время круга на этой трассе меньше минуты, командам и гонщикам пришлось работать в условиях сильного прессинга – в том числе по ходу гонки надо было очень быстро принимать решения.
Некоторые гонщики уже переболели Covid-19, прежде всего оба пилота Racing Point, Серхио Перес и Лэнс Стролл, однако новость о том, что заразился Льюис Хэмилтон, однозначно доказывает: какие бы меры предосторожности вы ни принимали, вирус может вас атаковать. Чемпиону мира пришлось пропустить гонку, и я желаю ему скорейшего выздоровления.
Но это автоматически означало, что нас ждал очень необычный уик-энд. Я понимал, что Джордж Расселл хорошо выступит за рулём Mercedes, поскольку он талантливый и опытный гонщик, и теперь ему представилась прекрасная возможность проявить себя.
Как и Валттери Боттас, в своё время выигравший титул в GP3, Джордж стал чемпионом молодёжной серии, в его случае Ф2, после чего, как и Валттери, дебютировал в Формуле 1 в составе Williams. Она остаётся хорошей командой, даже если сейчас у неё не самая конкурентоспособная машина. Но Williams использует такие же силовые установки, как и Mercedes, поэтому мне представляется, что переход в чемпионскую команду не был для него сопряжён с какими-то огромными переменами, как считают некоторые.
Конечно, машина Mercedes намного быстрее, и Джордж отлично поработал на тренировках, чтобы с ней освоиться. По своему опыту я знаю, что если долго ездить на неконкурентоспособной машине, как это было со мной в Team Lotus в 1991-1992 гг, то тебе просто не терпится прыгнуть в кокпит чего-то более быстрого и показать, на что ты на самом деле способен.
Меня до сих пор спрашивают о первом выступлении за McLaren, когда в Португалии в 1993 году я опередил Айртона Сенну в квалификации, но могу сказать, что я был настолько рад наконец-то получить быструю машину, что мчался на полной скорости без каких-либо проблем!
Валттери сделал в квалификации то, что должен был сделать – завоевал поул. Джордж стартовал со второй позиции, и казалось, что Mercedes обеспечена победа. Как обычно, единственная угроза исходила от Макса Ферстаппена, ведь в пятницу он показал очень неплохой темп на длинных сериях кругов, но в результате аварии на первом круге, спровоцированной Шарлем Леклером, оба сразу выбыли из борьбы.
Шарль прекрасно провёл квалификацию, показав 4-й результат, но, к сожалению, допустил ошибку на первом же круге – в этой игре важно проявлять терпение, особенно если гонка проходит на пыльной, усыпанной песком трассе.
Но этот эпизод оказался критически важным: после столкновения с Ferrari Серхио Перес сразу отправился в боксы, чтобы проверить, не повреждена ли машина, и поменять мягкие шины на комплект Medium. Неожиданно выяснилось, что это позволило ему получить тактическое преимущество.
Его прорыв с последней позиции в первую тройку действительно впечатляет. Обгонять таких парней, как гонщик Red Bull Алекс Элбон и пилот Renault Эстебан Окон, вовсе не просто, но Серхио демонстрировал отличный темп. Это позволило ему оказаться в идеальном положении: когда у обоих гонщиков Mercedes возникли проблемы, Перес вышел в лидеры.
До 60-го круга всё шло к победному дублю Mercedes, и решение провести двойной пит-стоп было правильным, как только в этой команде увидели, что из-за аварии Джека Эйткена на трассе появился автомобиль безопасности. Хотя машины Mercedes лидировали с большим преимуществом, в команде захотели воспользоваться ситуацией и провести пит-стоп с минимальными потерями времени.
У механиков, отвечающих в командах Формулы 1 за работу с шинами, сложная задача. Что бы ни происходило, они должны обеспечить, чтобы нужные комплекты резины в нужный момент были готовы, прогреты до необходимой температуры, и в них правильное давление. Ошибки случались и раньше, например, в 2016 году Даниэль Риккардо упустил победу в Гран При Монако из-за того, что в критически важный момент пит-стопа шины не были подготовлены.
Из-за проблем с радиосвязью на машину Джорджа поставили две шины из комплекта, предназначавшегося Валттери, которому вследствие этого пришлось вернуться на трассу на старом комплекте жёсткой резины. Всё это произошло из-за неудачного стечения обстоятельств.
Техника сработала не так, как надо, а команде в условиях прессинга пришлось принимать быстрые решения. Системы радиосвязи могут давать сбои, что приводит к несогласованным действиям, особенно если один из каналов перекрывает другой.
Я даже не смогу сказать, сколько раз у меня были проблемы с радиосвязью, в том числе когда я лидировал в гонке. Обычно ты успеваешь ещё раз перепроверить, запросить подтверждение информации, но когда круг длится всего 54 секунды, как было в Сахире, времени минимум. Уверен, что в Mercedes сделают выводы, но для Джорджа и Валттери всё закончилось колоссальным разочарованием.
Конечно, потом у Джорджа были ещё проблемы из-за прокола, но стало понятно, что Серхио контролирует ситуацию, а до финиша оставалось не так уж много кругов. Он одержал знаменательную победу, при том что Лэнс Стролл финишировал 3-м – этот день команда Racing Point и её владелец Лоуренс Стролл не забудут никогда.
Такое впечатление, что у Серхио есть варианты для возвращения в Формулу 1, возможно, в 2022 году, но я очень за него рад, ведь он добился своего после стольких лет упорного самоотверженного труда. Я уверен, что Себастьян Феттель, который вскоре займёт место Серхио в этой команде, тоже обратил внимание на его победу!
И ещё три момента, которые следует отметить. Во-первых, я думаю, что новые гонщики, Джек Эйткен и Пьетро Фиттипальди, хорошо справились с делом, хотя и оказались на последних местах. Во-вторых, мне жаль, что Роман Грожан не вернётся за руль машины Формулы 1 после тяжёлой аварии на трассе Гран При Бахрейна. Это правильное решение, но я сочувствую ему, ведь его карьера завершилась вот так. Тем не менее, его здоровью ничто не угрожает, он смог вернуться домой, к семье, и в будущем ещё погоняется.
В-третьих, поздравления Мику Шумахеру, выигравшему титул в Формуле 2. Он отлично выступал в молодёжных сериях и заслужил место в Формуле 1 в следующем сезоне. Я знаю, что семья уже сейчас гордится его достижениями. Я желаю ему успеха в команде Haas, и здорово, что фамилия Шумахер возвращается в Формулу 1.
Теперь нас ждёт финальная гонка в Абу-Даби, которая завершит этот странный сезон. Пока неясно, поправится ли Льюис, поэтому мы не знаем, станет ли Джордж напарником Валттери снова или нет. Но как бы ни развивались события, у Формулы 1 есть ещё одна возможность порадовать нас отличной гонкой, прежде чем начнутся зимние каникулы.