Управляющий директор Honda F1 Масаши Ямамото подвёл итоги минувшего Гран При Монако.
На днях мы с Максом Ферстаппеном и Red Bull Racing выиграли легендарный и престижный Гран При Монако – это первая за 29 лет победа для Honda на этой трассе и особенное событие для нашей компании.
Последний год яркой борьбы с целью войти в историю
Прежде всего, большое спасибо всем, кто продолжает нас поддерживать. Поскольку Honda проводит последний сезон в Формуле 1, некоторые из наших болельщиков со смешанными чувствами смотрят гонки. Я им сочувствую, и все в Honda очень расстроены такими планами. Но именно поэтому я приезжаю на каждую гонку с твёрдым намерением выступить так, чтобы наш последний сезон вошёл в историю.
После победы Ферстаппена прошло уже какое-то время, но у меня по-прежнему перед глазами сцена, когда ему машут клетчатым флагом. Я до сих пор вспоминаю то ощущение, ведь у нас, наконец, всё получилось – то же самое я испытывал в 2019-м, когда Макс впервые выиграл гонку на машине с мотором Honda после нашего возвращения в Формулу 1, после победы Пьера Гасли в прошлогоднем Гран При Италии, после победы Такумы Сато в Indy 500.
Гран При Монако, который я хотел выиграть любой ценой
Гран При Монако, наряду с Indy 500 и гонкой «24 часа Ле-Мана» – это одна из главных гонок в мире автоспорта, он проводится с 1929 года.
В Монако узкая и скользкая городская трасса, окружённая защитными барьерами – это проверка гонщиков на смелость и мастерство. Часто бывает так, что команды и гонщики, побеждающие здесь, по ходу сезона борются за титул. Но даже если не принимать в расчёт традиции этой гонки, Гран При Монако занимает важное место у команд и гонщиков, поэтому ему уделяют особое внимание. Именно поэтому приезжая в Монако – в шестой раз после возвращения компании в Формулу 1 – я испытываю более ощутимый прессинг, чем на остальных трассах.
Наше сотрудничество с McLaren в 2015-2017 гг. многому нас научило, и если реально оценивать ситуацию, тогда у нас не было реальных шансов на победу. Он появился только в 2019-м – спустя год после начала сотрудничества с Toro Rosso в 2018-м. Это был наш первый сезон с Red Bull Racing, но эта команда была весьма конкурентоспособной, поэтому я очень хотел выиграть в княжестве.
За период с 1987-го по 1991 гг. моторы Honda шесть раз побеждали в Монако, пять из тех побед принадлежат Айртону Сенне. Кроме того, это символ золотого периода в истории Honda, так что мне очень хотелось приблизиться к былой славе.
В 2019-м Макс Ферстаппен показал третье время в квалификации, а в гонке за счёт тактики опередил одного из пилотов Mercedes, поднявшись на вторую позицию, и затем до финиша преследовал Льюиса Хэмилтона. Тогда мы не могли выиграть, хотя долгожданная победа была так близка. Я понял, насколько хорошо работают Хэмилтон и Mercedes, и тогда мы много им уступали.
Последний шанс Honda выиграть в Монако
В прошлом году впервые за 66 лет Гран При Монако отменили из-за Covid-19, так что в этом сезоне у нас действительно был последний шанс, ведь компания решила уйти из чемпионата. Поскольку победа была столь важна для истории Honda, и я приехал в Монако с сильным желанием выиграть.
От отеля, где мы обычно останавливаемся, до трассы 15 минут пешком – каждый год это расстояние заполнено болельщиками. Раньше в гоночный уик-энд всегда была атмосфера праздника, а после финиша начиналась вечеринка. Но на этот раз из-за Covid-19 всё это отменили, и мне было одиноко и грустно без привычного энтузиазма публики. У нас была небольшая и гораздо более скромная, чем раньше гостевая зона. Жаль, что я не смог прыгнуть в бассейн как это бывает после победы Red Bull Racing в Монако. Но нас вдохновлял красивый городской пейзаж Монако, многочисленные яхты и узкая трасса.
Здесь очень сложно обгонять, поэтому крайне важно стартовать из первого ряда. В квалификации команда ориентировалась на результаты соперников и каждый раз отправляла Ферстаппена на трассу в правильно выбранный момент. Сначала Леклер на Ferrari показал лучшее время сессии и занял промежуточный поул, а Макс был вторым. Мы предполагали, что решающая попытка будет под конец сессии. Наш гонщик отлично работал с резиной, и я предполагал, что он покажет лучшее время.
В той попытке он действительно был быстрее всех на первом секторе. Но Леклер на втором секторе разбил машину, и в этот момент квалификацию остановили красными флагами. Я очень расстроился, когда подтвердили, что Макс будет стартовать вторым.
В квалификации мы сработали идеально и думали, что это наше лучшее выступление, и я считаю, что поул мог бы быть нашим. С другой стороны, поскольку в Монако узкая трасса, мы должны были помнить, что возможны красные флаги. Но выбирая тактику, команда пошла на этот риск.
На следующий день выяснилось, что Леклер не сможет стартовать с поула из-за проблем с машиной, поэтому в первом ряду была только машина Ферстаппена. Мне было интересно, сможет ли Леклер стартовать с пит-лейн, и за это время я получил много сообщений от наших сотрудников и не только от них – все были раздосадованы этой ситуацией. Пожалуй, я тоже смотрел гонку с таким чувством.
На старте Ферстаппен сдержал соперников в первом повороте, а затем контролировал отрыв от гонщика, ехавшего вторым, и выиграл гонку. Безусловно, Макс отлично выступил: разумно действовал в гонке и знал, когда лучше атаковать. Сложно поверить, что ему всего 23 года – настолько это зрелый профессионал.
Сравнение Сенны и Ферстаппена
Необычно вот что: как и в случае с Сенной, в Honda выиграли в Монако со второй попытки. Я вижу определённые параллели между Айртоном и Максом. Ферстаппен выступает как Сенна, это особенный гонщик для Honda. Мне хотелось бы поработать с ним подольше, но я рад, что могу разделить с ним этот особенный момент – первую победу в Монако. Макс ещё молод, но у него отличные шансы сравняться с Сенной по числу побед в Монако или даже выиграть больше шести гонок на этой трассе. Я рад, что внёс свой вклад в первую из них.
Конечно, за его победой стоит работа инженеров Red Bull Racing и Honda – на трассе и на базе все они поддерживали его и каждый раз принимали оптимальные решения. Даже если может показаться, что Макс ни с кем не боролся, инженерам всегда приходится решать множество разных задач, поэтому для них не бывает простых гонок. Макс Ферстаппен и все остальные отлично поработали.
Чтобы выиграть в Монако, важны уверенность и мастерство гонщика, правильная стратегия команды, быстрые пит-стопы, а также хорошая мощность и высокие динамические характеристики силовой установки. Победа в Монако вселяет оптимизм и мотивирует Red Bull и Honda на оставшиеся гонки.
Мы впервые за 30 лет лидируем в личном зачёте
Ещё один особенный момент – теперь Red Bull Racing и Ферстаппен вышли в лидеры в обоих зачётах. Для Honda это произошло впервые с 1991 года.
Мы вернулись в Формулу 1 семь лет назад и только сейчас стали претендовать на титул. Я впечатлён, что теперь Макс лидирует в личном зачёте. Кроме того, в Монако Серхио Перес завоевал 4 место, а Пьер Гасли – 6-е, так что в первой шестёрке три машины с двигателями Honda. Обе наши команды добились прогресса и стали очень сильными соперниками. Мы гордимся достижениями инженеров и механиков.
Ещё один важный момент – Юки Цунода стал первым за семь лет японским гонщиком, выступавшим в Монако. Он здорово начал сезон: неожиданно для всех показал отличную скорость в дебютном Гран При и заработал очки за девятое место, но затем у него начались проблемы.
Но он дебютант и провёл всего пять гонок. Ферстаппен и Гасли тоже не сразу начали показывать блестящие результаты, и прошло некоторое время, прежде чем они смогли бороться за победы. Сейчас Цунода должен концентрироваться на каждой гонке и учиться. В Монако он многое узнал, стараясь правильно работать с шинами на протяжении 60 кругов, и финишировал 16-м. Я думаю, что за прошедшие гонки он многому научился у напарника и сделал выводы из неудач.
Как и все болельщики, я многого от него жду и после столь долгого отсутствия представителей Японии в Формуле 1. Многие согласятся, что у него отличная скорость, но ему нужно время, так что мы должны набраться терпения. Судя по нашим разговорам, он понимает ситуацию. Кроме того, у Франца Тоста богатый опыт подготовки молодых гонщиков, поэтому я не беспокоюсь.
Сезон продолжается
Хотя теперь Red Bull Racing лидирует в Кубке конструкторов, их преимущество над соперниками невелико. Позади всего пять гонок, и крайне важно сохранить лидерство до конца сезона. Как вы знаете, все сотрудники Honda напряжённо работают и настроены бороться до конца.