День 12 июня 2011 года надолго запомнился и тем, кто в тот день вышел на старт Гран При Канады, и всем командам Формулы 1, и болельщикам. Но, возможно, больше всего он запомнился гоночным журналистам, ведь тот рабочий день (точнее, ночь с переходом в утро!) был рекордным по продолжительности – потому что именно тогда состоялась самая долгая гонка в истории чемпионата.
Виной всему были обстоятельства непреодолимой силы, и тут поневоле вспоминается классическое «У природы нет плохой погоды».
Накануне той гонки на монреальском автодроме имени Жиля Вильнёва прогноз пророчил дождь. Поэтому в McLaren настроили машины на несколько большую прижимную силу, и это оказалось правильным решением, хотя отчасти из-за него Льюис Хэмилтон и Дженсон Баттон показали только 5-й и 7-й результаты в квалификации.
Днём в воскресенье действительно лил настолько сильный дождь, что старт был дан за автомобилем безопасности. Первые четыре круга пелотон ездил за ним, затем началась борьба на трассе, но понятно, что асфальт был залит водой, и машины сильно скользили.
Хэмилтон попытался атаковать Марка Уэббера, ехавшего 4-м, но между машинами произошёл контакт, в результате чего оба потеряли позиции. Льюис откатился на 6-ю, а гонщик Red Bull Racing – вообще на 14-ю.
К 6-му кругу Хэмилтон догнал Баттона, но тот допустил ошибку в последней шикане, и молодой напарник на выходе из поворота попытался его опередить. Их машины практически поравнялись, однако Дженсон продолжал ехать по своей обычной траектории, поскольку не видел Льюиса – столкновение было неизбежным, и этот круг, а с ним и гонка для чемпиона мира 2008 года закончились ударом об отбойник.
Выехал автомобиль безопасности, а после рестарта Баттон получил штрафной проезд по пит-лейн за превышение скорости в ситуации, когда был введён режим сейфти-кара.
На 20-м круге дождь хлынул снова, в очередной раз появился автомобиль безопасности, и вскоре стало понятно, что в таких условиях гонку продолжать невозможно, на трассе было слишком много воды. Перерыв продолжался более двух часов, а когда наконец-то был дан рестарт, выяснилось, что уже пора переходить на промежуточную резину. Все поехали в боксы, но после своих пит-стопов Ferrari Фернандо Алонсо и McLaren Баттона вернулись на трассу почти одновременно.
Началась короткая дуэль, между машинами произошёл контакт, после чего Ferrari застряла на поребрике, и автомобиль безопасности выехал снова. А вот Дженсону пришлось возвращаться в боксы из-за проколотого колеса.
Финал гонки получился фантастически захватывающим. Баттону удалось догнать и опередить сначала Марка Уэббера, затем Михаэля Шумахера – во многом благодаря тому, что McLaren британца была настроена на более сильный прижим и лучше держала трассу.
Дженсон ехал уже вторым и ринулся в погоню за лидировавшим Себастьяном Феттелем, начал его прессинговать и вынудил ошибиться в 7-м повороте. В итоге Баттон одержал победу – и это после двух инцидентов и шести пит-стопов! По ходу рекордно длинной гонки, продолжавшейся 4 часа 4 минуты и 39,537 секунды, он успел побывать на всех позициях, от последней до первой, и, наверное, это была лучшая победа в его карьере.
Некоторые считают, что тот Гран При вообще стал самой интересной гонкой в новейшей истории Формулы 1. Но однозначно, что она была самой продолжительной! Именно после неё были скорректированы правила и введён лимит по времени: теперь Гран При не может продолжаться дольше двух часов.