Бывший гонщик Формулы 1, комментатор Sky Sports Мартин Брандл подвёл итоги французского этапа…
Сезон продолжает радовать. С каждой сессией, с каждой квалификацией, с каждой гонкой интрига всё больше и больше сводится к противостоянию Макса Ферстаппена и Льюиса Хэмилтона, в борьбе Red Bull и Mercedes. Мы ждали этого на протяжении долгих семи лет после появления в Формуле 1 гибридных турбомоторов. Похоже, ожидание того стоило. Всё решат скорость, стабильность, просчитанный риск и мастерство гонщиков. Я очень рад, что мне посчастливилось наблюдать за этим.
Я испытываю особые чувства, приезжая в Поль Рикар. Я вспоминаю 80-е, когда этот уик-энд был похож на спортивный фестиваль, на летние каникулы под солнечными лучами на холмах Лазурного берега.
Тогда это была скоростная трасса старой школы с пугающе маленькими зонами вылета, заполненными выжженным солнцем гравием, и страшной проволочной сеткой на деревянных столбах – это называли "ограждением", хотя вреда от него чаще было больше, чем пользы.
Сейчас, спустя треть века, конфигурация осталась прежней, но теперь огромные зоны вылета заполнены калейдоскопом красных и синих полос, от которых рябит в глазах. Эта краска обозначает абразивные участки с хорошим сцеплением, способные стереть ваши шины до дыр, прежде чем вы доедете до барьера.
Эта трасса всегда убивала резину, независимо от гоночной серии и производителя. После того, как в Баку на машинах Ферстаппена и Стролла взорвались шины, в FIA выпустили новую техническую директиву со значительным списком дополнительных проверок температуры и давления в шинах по ходу уик-энда.
Утверждать это нельзя, но можно сделать вывод, что в Баку Red Bull и Aston Martin использовали давление в шинах ниже рекомендованного минимума, что способствовало их отказу, но команды это категорически отрицают. Вопрос очень серьёзный, безопасностью гонщиков и сотрудников трассы нельзя жертвовать ради лучших результатов.
В Pirelli увеличивают давление в шинах, чтобы увеличить их прочность. Монопольному производителю резины не нужна антиреклама со взрывами шин.
Вес машины, аэродинамическая прижимная сила и 1000-сильные моторы создают огромную нагрузку на шины в Формуле 1, которые передают всю эту мощь через четыре пятна контакта. Игра в кошки-мышки между конструкторами команд и поставщиками шин за сцепление против структурной целостности продолжается многие десятилетия.
По иронии судьбы, несмотря на новые ограничения, во Франции Red Bull и Aston Martin хорошо провели этап, в отличие от Ferrari, что говорит о том, что вся эта история была переиграна, как и споры о гибком заднем крыле. В этом нет ничего удивительного, команды стремятся добиться большего в любых мелочах, но и прибавка от таких мелочей по отдельности невелика.
Была ещё история со сменой шасси у гонщиков Mercedes, но все разговоры утихли, когда Ферстаппен и Хэмилтон начали борьбу в квалификации, которую Макс выиграл, проехав потрясающий круг, причем не первый за уик-энд. Валттери Боттас и Серхио Перес в квалификации играли роль вторых пилотов.
Дождь, прошедший утром в день гонки, смыл с асфальта слой отработанной резины, ухудшив сцепление. На спуске к первому повороту Макс не смог повернуть, выехал за пределы трассы – и Хэмилтон перехватил лидерство.
Сначала казалось, что Mercedes имеет преимущество, Боттас тоже выглядел быстрым, когда первая тройка отрывалась от Переса и остальных. Но в Mercedes активнее изнашивали шины, после блокировки на машине Боттаса возникла вибрация, поэтому на 17-м круге ему первому из лидеров сменили резину.
В Red Bull немедленно ответили пит-стопом Ферстаппена на 18-м круге, а на 19-м в Mercedes позвали в боксы лидирующего Хэмилтона. Всем могло показаться, что в Mercedes рассчитывали провести «подрезку», чтобы Боттас опередил Ферстаппена, а Льюис сохранил лидерство. В результате они крупно проиграли.
Эффект от «подрезки», когда гонщик выходит вперёд за счёт раннего пит-стопа, в тот день был очень мощным. В Mercedes ошиблись, их данные говорили о том, что лидерство Льюиса в безопасности, даже в интервью после гонки Хэмилтон говорил, что не понимает, как потерял лидерство.
Все три лучших гонщика сказали по радио, что в столь высоком темпе не смогут доехать до финиша. В Red Bull ответили пит-стопом Макса, вспомнив гонку в Барселоне, где такая стратегия принесла победу Mercedes.
На 32-м круге Ферстаппен провёл второй пит-стоп, а Mercedes реагировать на него уже было поздно. У них оставалось лишь два рычага для воздействия на результат гонки – Боттас, который мог на какое-то время удержать прорывавшегося вперёд на свежих шинах Ферстаппена, и Хэмилтон, много раз доказывавший, что и на изношенных шинах он может ехать быстро. Этих рычагов не хватило, чтобы помешать Ферстаппену одержать блестящую победу.
Я не согласен с тем, что Хэмилтон был слишком корректен, когда Ферстаппен обгонял его в борьбе за лидерство. Шины Льюиса были изношены, Макс всё равно бы его обогнал, учитывая скорость Red Bull на прямой и помощь DRS. Ферстаппен тоже был не слишком агрессивен, когда Хэмилтон обгонял его в Будапеште и Барселоне при схожих обстоятельствах. В такой ситуации лучше признать поражение и получить 18 очков за второе место, чем окончательно убить шины или сломать переднее антикрыло.
Боттас был справедливо разгневан тем, что его команда не послушала его совет по поводу двух пит-стопов, плюс к тому Перес обогнал его в борьбе за третье место. Поскольку действия Серхио, выехавшего за пределы трассы в повороте Signes, рассматривали стюарды и он мог получить штраф, в Mercedes не стали рисковать со сменой шин Боттасу, чтобы он проехал лучший круг. В результате Макс завоевал первый в карьере хет-трик из поула, победы и лучшего круга.
Десятый раз в истории Формулы 1 все стартовавшие пересекли линию финиша. Стоит упомянуть отличное выступление гонщиков McLaren – Норрис и Риккардо финишировали пятым и шестым. В Aston Martin закончили гонку девятым и десятым, причём финишировавший десятым Стролл стартовал с 19 места.
Фернандо Алонсо в четвёртый раз заработал очки за шесть последних гонок, Пьер Гасли вновь отлично справился за рулём AlphaTauri. И Джордж Расселл, которого я почти не видел во время гонки, добился лучшего в этом году результата для Williams, финишировал 12-м.
Впереди две гонки подряд в Шпильберге, где Red Bull и Ферстаппену удавалось навязать борьбу с Mercedes ещё до нынешнего всплеска обретенной скорости и надежности.
Смогут ли в Mercedes вернуть себе лидерство, или Ферстаппен и Red Bull увеличат преимущество в обоих зачётах?