Гэри Андерсон, бывший конструктор гоночных машин, в своё время работавший в команде Jordan, – ныне это Aston Martin – считает неправильными те положения регламента, на основании которых Себастьян Феттель был дисквалифицирован и лишён 2-го места, занятого в Гран При Венгрии.
В Формуле 1 много лет действует правило, требующее, что после гонки FIA берёт обязательные образцы топлива, и лишение Себастьяна Феттеля второго места в Гран При Венгрии (что пока остаётся предварительным решением, поскольку в Aston Martin собираются его опротестовать) – далеко не первый случай, когда та или иная команда это положение регламента нарушает.
Точно определить, сколько топлива заливать в бак перед гонкой, если она проходит в условиях переменчивой погоды, всегда непросто, поскольку неизвестно, как именно эти условия будут меняться. Это весьма тонкое дело – обеспечить, что после финиша останется не меньше литра топлива для обязательной пробы FIA, а также (и это ещё важнее), что по ходу гонки у вас будет какой-то резерв на случай, если придётся бороться более агрессивно, чем предполагалось изначально. Понятно, что любые излишки неизбежно сказываются на ваших скоростных показателях.
Вероятно, с Aston Martin произошло именно это, поскольку Феттель на протяжении почти всей дистанции Гран При преследовал Эстебана Окона и постоянно предпринимал попытки атаки. И хотя в команде уверены, что в баке машины Себастьяна было достаточно топлива – по их подсчётам, около 1,4 литра – я подозреваю, что реальный расход на каждом круге был несколько выше.
Перерасходовать 0,7 литра за 70 кругов гонки можно запросто, ведь именно такого количества не хватило для требуемой пробы, которую специалисты FIA берут после финиша.
Из баков обеих машин Williams тоже были взяты образцы топлива, поскольку Джордж Расселл и Николас Латифи остановились ещё в 1-м повороте, т.е. сразу после пересечения линии финиша. И у этой команды проблем нет, однако Феттель остановился только в 12-м повороте, когда двигатель на его Aston Martin уже начинал работать с перебоями – верный признак того, что топливозаборник уже не мог стабильно подавать бензин в систему питания.
Если в Aston Martin смогут как-то объяснить, почему экспертам федерации не удалось получить из бака машины Себастьяна нужное количество топлива, тогда всё нормально, но в это слабо верится. Уважительной причиной в FIA могут признать некорректную работу топливного насоса или ещё какую-нибудь странность, но даже в таких случаях они не обязаны это делать.
Регламент не позволяет вскрывать бак в поисках остатков топлива – его необходимое количество по требованию FIA должно быть извлечено через так называемую «муфту сухого разъёма», смонтированную на эксплуатационном лючке бака. Боюсь, что ситуация вполне очевидная. В прошлом было немало примеров, когда гонщики допускали подобные ошибки – возможно, наиболее характерный случай произошёл на Гран При Испании 2012 года, когда Льюис Хэмилтон был лишён поула именно по этой причине.
Лично я всегда считал неправильными и все эти правила, связанные с забором образцов топлива, и послегоночные технические инспекции. Не так уж сложно получить образцы топлива с каждой машины перед стартом гонки. Потом их можно сверить с контрольным образцом, чтобы подтвердить, что топливо соответствует правильной спецификации.
Например, в IndyCar машины, допущенные к участию в гонке, безоговорочно считаются легальными, а победа всегда достаётся гонщику, который первым пересёк линию финиша. Кстати, в воскресенье на Хунгароринге были машины, получившие повреждения, и формально они не соответствовали требованиям технического регламента, которые предъявляются к деталям корпуса и аэродинамическому обвесу. Но поскольку повреждения появились в результате аварий, то это считается допустимым.
Возможно, пришло время пересмотреть правила. Впрочем, в Aston Martin хорошо знают регламент, и если команда не сможет предъявить FIA достаточно убедительные объяснения случившегося, которые позволят отменить дисквалификацию, то всё останется в силе.