Бывший гонщик Формулы 1, комментатор Sky Sports Мартин Брандл подвёл итоги Гран При Бельгии…
Мартин Брандл: Сложно вспомнить худший гоночный уик-энд в плане погоды. Было ощущение, что кто-то наверху, управляя огромным душем, следил за тем, что все зонтики закрыты, прежде чем вновь открыть воду.
Места в районе автодрома уже были подтоплены из-за недавних наводнений и дождливого лета, а к пятнице кемпинги и парковки превратились в болото, но болельщики преданно занимали живописные окрестности этой великолепной трассы.
Я уверен, что для болельщиков, пришедших в день гонки, найдут какую-то компенсацию. Многие из них видели гонки Формулы 3, женской W Series и Суперкубка Porsche в столь же ужасных условиях. Почему же они смогли гоняться, спросите вы? Потому, что они как минимум на полминуты медленнее, значительно уступают в максимальной скорости и не производят столько брызг из-за более узких шин и гораздо меньшей прижимной силы.
Кроме того, у них нет гонщиков-суперзвезд, голоса которых слышат миллионы людей по всему миру. Представьте себя на месте директора гонки Майкла Маси и скажите честно: если бы лучшие гонщики мира в один голос говорили вам, что гоняться в таких условиях невозможно, вы бы дали старт гонке?
Должен сказать, что и я, и сотни других гонщиков Формулы 1 гонялись в гораздо худших условиях, на машинах и на трассах, которые были гораздо менее безопасными. Я помню, как на стартовом поле в Аделаиде в 1989-м, где все гонщики были недовольны тем, что трасса залита водой, некий мистер Экклстоун прошел вдоль решетки и сказал нам по очереди: «Садитесь в машину, гонка начинается».
Так мы и сделали, только Ален Прост решил сразу же заехать на пит-лейн. Это было страшно, но я продолжал гонку, пока летевший вперёд Айртон Сенна не врезался в заднюю часть моей Brabham в пелене брызг.
В Сузуке’94 было просто ужасно, но и там гонка стартовала. Я помню, как что-то промелькнуло слева от меня – это был Джонни Херберт на Benetton, направивший машину не в ту сторону. Это было как раз перед тем, как я съехал с трассы и сбил маршала, занимавшегося другим инцидентом. Когда машина перестала скользить по траве, я остановился и побежал назад, чтобы помочь, и его берцовая кость торчала из комбинезона.
В Формуле 1 выступают лучшие гонщики на лучших в мире машинах, на шинах, которые называются Extreme Wets. Можем ли мы сказать: «Выезжай и зарабатывай свою славу и деньги, устраивай шоу независимо от условий. Если бы это было легко, то и никаких болельщиков бы не было».
С другой стороны, мы несем ответственность перед маршалами, гонщиками и болельщиками на трассе, мы не можем подвергать безрассудному риску их жизнь или здоровье. Ни одно шоу этого не стоит.
И поэтому, возвращаясь к моему вопросу о репликах гонщиков по радио. Никто не может пойти на риск и объявить старт, если большинство гонщиков говорят, что трасса небезопасна. Влияние этих заявлений должно учитываться в будущем.
Что мы могли сделать, чтобы изменить ситуацию? Мы могли оставить машины на трассе в режиме виртуального автомобиля безопасности, чтобы очистить трассу от воды. Современные шины на высокой скорости убирают 60 литров воды в секунду. Реальный автомобиль безопасности всегда можно ненадолго вернуть перед окончательным решением FIA по поводу старта.
В Ле-Мане есть система "Slow Zones" для контроля скорости на отдельных участках трассы, длина которой вдвое больше, чем в Спа. При участии в гонке более 60 машин и 180 гонщиков разной квалификации, эти зоны отлично справляются. При въезде и выезде из них гонщикам порой удаётся получить преимущество, но в Формуле 1 эту проблему легко решить.
Если все проблемы ограничены Eau Rouge и прямой Kemmel, можно сделать вокруг них зоны с меньшей скоростью, позволив гонщикам бороться на других участках.
Просто перекрыть зону двойными желтыми флагами в Формуле 1 не получится – гонщики всё равно едут быстро и по-разному трактуют требование «приподнять ногу с педали газа».
Мало что можно сделать для улучшения видимости на машинах двухметровой ширины с открытыми колесами и открытыми кокпитами, кроме как просто замедлиться, что может быть рискованно при резком снижении скорости.
Если машины попадают в аквапланирование, а гонщики не видят, куда они едут, ни о каком мастерстве или храбрости не может быть речи – это просто вопрос удачи, пострадает ли кто-то в неизбежной аварии. Можно только надеяться, что никто не получит травм и не погибнет. Именно такой была ситуация в минувшее воскресенье.
Я достаточно регулярно читаю 99-страничный Спортивный регламент Формулы 1, в том числе за неделю до Спа, между сменами в Ле-Мане. Утром в день гонки мы с Крофти поняли, что старт объявят за автомобилем безопасности, и договорились – пока я буду вести предгоночное шоу на Sky F1, он освежит в памяти все процедуры. Что он и сделал.
Я комментирую Формулу 1 уже 25 лет, но ещё никогда не был так озадачен текущим статусом гонки. Мы не знали, был ли официально объявлен старт, сколько кругов было пройдено и сколько осталось после сообщений об отложенном старте.
Для меня "отложенный старт" полностью отличается от "прерванного старта", когда, например, один из гонщиков сходит на прогревочном круге и гонщики проезжают его заново. Но счётчик оставшихся кругов уменьшился до 39 вместо 44-х, а гонка так и не стартовала. Неудивительно, что менеджеры многих команд звонили в дирекцию гонки, пытаясь понять, что происходит.
При всём этом продолжал отсчитываться обязательный по регламенту трехчасовой интервал после старта, хотя за час до его окончания стюарды использовали правило форс-мажора, чтобы перенести этот дедлайн и попытаться провести гонку хотя бы из нескольких кругов.
Пользуясь паузой, в Red Bull починили машину, которую Серхио Перес разбил по пути на свою стартовую позицию. В итоге ему разрешили стартовать с пит-лейн в гонке, которая уже прошла пять кругов, но ещё не стартовала.
Нет, всё это соответствовало правилам, просто эти правила слишком сложные. Проблема Формулы 1 в том, что каждое изменение правил имеет непредвиденные последствия и возможности для команд, поэтому они оказались настолько запутанными. Время от времени правилам нужна перезагрузка, и этот момент настал.
В итоге после двух символических кругов за автомобилем мы раздали половину очков фактически по итогам субботней квалификации. Сама квалификация была великолепной и очень сложной, так что гонщики эти очки заслужили.
Это шестая гонка в истории Формулы 1, в которой гонщики получили половину очков, проехав менее 75% дистанции, и самая короткая из них.
Поскольку это произошло из-за внешних факторов, не зависящих от Формулы 1, это было не так позорно, как в Индианаполисе 2005 года, когда стартовали лишь шесть машин в ситуации, когда можно было найти решение. Но тогда мы всё же провели гонку.