Перед квалификацией в Мельбурне Фернандо Алонсо предполагал, что машина Alpine позволит побороться если не за поул, то за стартовую позицию в двух первых рядах. Пэт Фрай, руководитель технического департамента команды, был настроен примерно так же и прогнозировал, что двукратный чемпион мира покажет в субботу третий или четвёртый результат.
Быстрый круг в финале квалификации, на котором на A522 испанца возникла проблема с системой гидравлики, действительно был достаточно быстрым, и если бы Фернандо довёл его до конца, он бы стартовал с более высокой позиции, чем гонщики Mercedes.
И если бы всё складывалось по такому сценарию, то после схода Макса Ферстаппена с дистанции Гран При Австралии Алонсо вполне мог подняться на подиум.
Однако события развивались иначе: все меры, которые команда принимала после проблемы, помешавшей Фернандо в квалификации, ситуацию только усугубляли.
«У меня просто нет слов, – признал испанец после гонки. – С трудом осознаю, что вообще всё пошло не так, как надо. После схода Макса вполне можно было подняться на подиум. Джордж Расселл финишировал третьим, но я думаю, что на этой трассе мы были намного быстрее, чем Mercedes. В общем, эту возможность мы упустили».
Команда объяснила, что причина проблемы, приведшей к отказу системы гидравлики во время квалификации, была связана с прохудившимся сальником. По оценке экспертов, стоит эта деталь примерно 1,5 евро.
Отмар Сафнауэр, руководитель команды, подтвердил, что всё произошло именно из-за этого злополучного сальника: «Сальник был повреждён, масло вытекло. Когда давление масла падает, включается безопасный режим, который в случае отказа пытается спасти двигатель – именно это и произошло. Ремонт состоял в том, что надо было заменить этот сальник».
Сафнауэр хорошо понимает, что из-за этой маленькой детали команда заплатила очень высокую цену: «Если бы в квалификации мы показали тот результат, который могли показать, гонка для Фернандо сложилась бы совсем иначе.
Он бы тогда стартовал на шинах Medium, как и все остальные гонщики вокруг него, и тогда бы его не застало врасплох появление автомобиля безопасности, и у него была бы хорошая возможность побороться с гонщиками первой четвёрки».
Вместо этого Алонсо стартовал десятым на комплекте жёсткой резины и в начале гонки оставался на этой позиции, ехал за AlphaTauri Пьера Гасли. Фернандо предполагал, что шины Hard позволят ему продержаться до пит-стопа 42 круга, при том что дистанция гонки составляла 58 кругов.
Но на 23-м круге из-за аварии Себастьяна Феттеля на трассу выехал автомобиль безопасности, все отрывы нивелировались, и пелотон уплотнился. Провести пит-стоп в той ситуации в Alpine не могли, поскольку шины Medium не выдержали бы оставшиеся 35 кругов.
Алонсо остался на трассе и в какой-то момент добрался до 4-й позиции, когда другие гонщики поехали за свежей резиной, после чего стал лёгкой добычей для соперников. При этом он был ненамного быстрее, чем Кевин Магнуссен, которому в Haas F1 предложили такую же тактику, т.е. он тоже стартовал на комплекте Hard. Оторваться от датчанина у Фернандо не получалось.
Когда на 39-м круге с дистанции сошёл Ферстаппен, в Alpine позвали Алонсо в боксы. Он откатился на 14-ю позицию, но пробиваться вперёд не удавалось, хотя он пытался что-то предпринять, однако это лишь вызывало интенсивный износ резины. Всё закончилось тем, что незадолго до финиша в Alpine решили провести ещё один пит-стоп, и в итоге испанец финишировал последним.
«Перед нами была вереница из четырёх машин, и все могли использовать DRS, – пояснил расстроенный Фернандо. – Если бы они ехали по одной, их можно было бы обогнать. Но когда их четыре, и все едут с открытой DRS, ничего сделать нельзя, и мы только убили шины».
При этом в команде Williams действовали по-другому: Алекс Элбон стартовал последним на таком же комплекте Hard, но берёг шины и провёл пит-стоп на предпоследнем круге, когда ехал уже на 7-й позиции. Он вернулся на трассу десятым и на финише замкнул призовую десятку. Если бы в Alpine применили такую же тактику, то Алонсо оказался бы на его месте.
«Меня удивило не то, что в Williams заработали очко, а то, какой темп Элбон смог держать на шинах, проехавших уже 57 кругов, – сказал Сафнауэр. – Для нас это будет уроком. Оказалось, что даже после такого количества кругов резина была в неплохом состоянии. Алекс продолжал показывать хорошее время. Но Фернандо застрял за другими машинами, его шины Medium износились, и мы были вынуждены провести ещё один пит-стоп.
В Williams поступили правильно. Если бы мы действовали так, как Элбон, то могли финишировать впереди него. Но когда вы едете далеко впереди, вы принимаете другие решения, проводите пит-стоп и оказываетесь на других позициях.
Решения принимаются на основе информации, которой вы располагаете в конкретный момент времени. А предсказывать будущее очень сложно».