В дни гоночного уик-энда в Майами тема возможного появления в Формуле 1 новой американской команды вновь привлекла внимание, хотя и не потому, что в проекте Майкла Андретти происходят какие-то подвижки.
Мы приводили мнения Тото Вольффа, а также исполнительного директора Liberty Media Грэга Маффея, которые сомневаются в необходимости увеличивать число участников чемпионата. Суть в том, что заявка, поданная в FIA от имени Andretti Global, пока лежит без движения, хотя время идёт.
Как пишет британское издание The Race, похоже, что у авторов нового проекта всё больше поводов для разочарований и расстройства. Среди команд в поддержку начинания Андретти открыто высказались только в McLaren и Alpine F1, при этом глава McLaren Racing Зак Браун считает, что скептическая позиция остальных продиктована лишь эгоистическими соображениями.
С этим трудно спорить, поскольку экономика команд Формулы 1 напрямую связана с их долей финансового пирога, который распределяют хозяева чемпионата, и поскольку в процентном отношении эта доля чётко определена, увеличение числа команд означает, что её придётся делить уже не на десять, а на одиннадцать частей.
В чём тогда логика руководства McLaren и Alpine, когда они говорят о готовности поддержать проект Андретти?
Дело в том, что у Зака Брауна давние деловые связи с Майклом Андретти – не случайно в McLaren пообещали устроить тесты за рулём их машины Формулы 1 для Колтона Херты, талантливого и перспективного гонщика, выступающего за Andretti Autosport в IndyCar. А в Alpine готовы поставлять будущей команде свои силовые установки, хотя официально об этом пока не объявлено.
Т.е. в обоих случаях можно говорить об определённой степени заинтересованности. При этом автор текста в The Race обращает внимание на несколько моментов, связанных со стремлением компании Майкла Андретти пробиться в Формулу 1. Прежде всего, формально её туда никто не приглашал, ведь ни организаторы чемпионата, ни FIA не объявляли о том, что готовы рассматривать новые заявки от потенциально возможных участников.
В прошлом году Андретти пытался получить контроль над Sauber Motorsport, чья команда выступает в чемпионате под названием Alfa Romeo, но владельцы швейцарской компании чуть ли не в последний момент отказались её продавать. Только после этого начались разговоры о проекте Andretti Global, однако, судя по всему, клан Андретти, т.е. Майкл и его легендарный отец, Марио Андретти, чемпион мира 1978 года, даже не пытались заручиться поддержкой действующих команд Формулы 1.
И участники чемпионата вовсе не убеждены, что появление новой американской команды действительно принесёт в том или ином виде некие дивиденды, которые компенсируют их неизбежные финансовые потери. В любом случае, бизнес-плана Андретти никто не видел.
Теоретически, если этому проекту обеспечено щедрое финансирование, которое возьмут на себя заокеанские спонсоры, он постепенно может стать успешным. С другой стороны, в чемпионате с 2016 года выступает американская команда Haas F1, однако она не может похвастаться особой поддержкой со стороны деловых кругов США.
В любом случае, решение, давать зелёный свет проекту Andretti Global или не давать, зависит от FIA и от руководства Формулы 1. Безусловно, на каком-то этапе своё слово должны сказать и существующие команды, и проблема в том, что увеличение числа участников чемпионата невозможно без их единогласной поддержки.
Но для начала принципиальное решение должно быть принято «наверху», и уже сейчас можно говорить о первых признаках закулисных манёвров, ведь далеко не случайно Кристиан Хорнер, руководитель Red Bull Racing, намекнул, что вся ответственность лежит на Liberty Media: владельцы чемпионата должны экономически заинтересовать его участников, а не снижать привычный уровень выплат.
Следовательно, Хорнер выразил общее мнение, когда дал понять, что если в Liberty считают появление 11-й команды стоящей затеей, они должны смириться с необходимостью увеличить выплаты существующим десяти, т.е. пойти на это на начальном этапе, а потом компенсировать затраты – если Andretti Global действительно окажется ценным приобретением, и дальнейший ход событий это подтвердит.
В любом случае, Формула 1 давно стала закрытым клубом, и любой кандидат на вступление в него должен доказать, что он этого достоин. Но обычно этот процесс носит закулисный характер, а публичное обсуждение проекта Майкла Андретти объясняется лишь тем, что его авторы сами стараются привлечь к нему побольше внимания.
Возможно, такая несколько нестандартная тактика позволяет получить некую поддержку со стороны окологоночной общественности, однако судьба проекта однозначно зависит не от неё.