Мартин Брандл, бывший гонщик Формулы 1, а ныне комментатор телеканала Sky Sports, в своей традиционной колонке прокомментировал события гоночного уик-энда в Сильверстоуне, подчеркнув, что это была одна из лучших гонок на его памяти.
Гран При Великобритании в этом году был одной из лучших гонок, на которых я когда-либо бывал и которые комментировал.
Сильверстоун выглядел величественно, начиная с пятницы трибуны были заполнены энергичной и шумной публикой, которая, затаив дыхание, следила и за квалификацией, и за гонкой, получив удовольствие от непредсказуемого развития событий.
Нет сомнений, что эту гонку можно включить в десятку лучших в моём личном рейтинге. Конечно, Гран При Бразилии 2008 года, когда решалась судьба титула, остаётся недосягаемой вершиной, да и дождевой Хоккенхайм в 2019 году был совершенно безумным. Мы не раз видели выдающиеся гонки в Сузуке и на других трассах, но в минувшее воскресенье мы посмотрели настоящий триллер, в котором было всё – риск, шоу, драма и захватывающая борьба колесо в колесо от старта до финиша.
Никакого дождя, который мог бы стать катализатором интриги, не было, но зато были красные флаги и автомобиль безопасности – именно они сыграли эту роль.
На первом круге гонки произошла жуткая авария: Alfa Romeo Гуаньюя Чжоу перевернулась и перелетела через барьеры безопасности. Китайский гонщик был в сознании, его отправили в медицинский центр трассы на обследование.
Хаос в первом повороте был действительно пугающим – по нескольким причинам. С одной стороны, это была авария, про которую можно сказать: «Странно, что подобное не происходит чаще». Ведь машины в первые секунды после старта обычно меняют траектории, хотя все едут единой плотной группой.
Но на обстоятельства инцидента повлиял тот факт, что все три машины, в нём участвовавшие, были на резине трёх разных составов. Кто-то отлично тронулся с места, а, например, у Джорджа Расселла, стартовавшего на более медленных шинах Hard, были сложности, когда он начал разгоняться.
С этого года первая десятка гонщиков не обязана стартовать на шинах, на которых они ездили в квалификации, и это может привести к тому, что все будут трогаться с места по-разному. Следовательно, кто-то сможет разгоняться быстро, а кто-то неизбежно отстанет.
Видимо, Джордж Расселл ошибся, оценивая, насколько близко в тот момент находилась AlphaTauri Пьера Гасли, что немудрено в подобной ситуации, ведь он должен был внимательно следить за неразберихой, происходившей впереди него, а также контролировать поведение своей машины и переключать передачи.
Конечно, удивительно, что его Mercedes моментально отправила в полёт Alfa Romeo Чжоу, учитывая, что центр тяжести у этих машин расположен очень низко. Но большие шины, которые буквально липнут к асфальту, и определённый момент сил могут создать условия для подобного переворота.
Регламент гласит, что вес машины с гонщиком не должен быть меньше 798 кг, а это значит, что в момент старта заправленные машины весят больше 900 кг. Добавьте к этому 1000 л.с. сил, которые выдаёт силовая установка – это огромная энергия, и гонщики должны как-то её укрощать, хотя трассы едва ли на это рассчитаны, и мы помним яркую во всех смыслах аварию Романа Грожана в Бахрейне в 2020 году.
Когда машина перевёрнута, даже самая широкая зона вылета не сможет замедлить её движение. В следущий момент на пути Alfa Romeo оказался барьер из шин, в который она на высокой скорости врезалась и просто его перелетела.
В итоге машина замерла, только когда уткнулась в защитную сетку, защищающую трибуны от разлетающихся обломков, и Чжоу ещё повезло, что она опёрлась на ней днищем. Я не специалист и не могу сказать, надо ли узкое пространство, где оказалась разбитая машина, сделать ещё уже или наоборот шире – пусть это решает FIA и создатели трасс.
Но встревожил тот факт, что верхняя дуга безопасности, предохраняющая гонщика при переворотах машины, вообще была оторвана. Впрочем, эти конструкции не могут обладать бесконечной прочностью, иначе машина получилась бы слишком тяжёлой, и тогда остальные её элементы тоже пришлось бы укреплять, как и защитные барьеры, и это превратилось бы в своего рода заколдованный круг.
Но в новом техническом регламенте, который будет создаваться под машины 2026 года, надо предусмотреть снижение их веса.
Слава Небесам, что машина Чжоу не загорелась, иначе последствия могли бы быть тяжёлыми. А если бы траектория её движения была иной, она вообще могла бы врезаться в маршальский пост или в вышку, на которой установлена видеокамера.
Но если бы не эта авария и не последовавшая остановка гонки красными флагами, машины вскоре понеслись бы по прямой Welllington и вполне могли разнести на атомы каких-то протестующих, усевшихся прямо на трассе, и при этом пострадали бы и все остальные участники возможного кошмарного происшествия. В общем, это был крайне безответственный поступок, и всех спасло лишь невероятное стечение обстоятельств.
Ещё один поворот сюжета состоял в том, что после инцидента с участием Расселла и Чжоу в пит-уолл врезалась Williams Алекса Элбона, которому пришлось перенести более сильный удар, чем китайскому гонщику.
Как всегда в авариях с участием нескольких машин энергия столкновений рассеяна, поскольку такие происшествия больше растянуты во времени, и если никакие обломки не попадают в кокпит, то вероятность, что ты пострадаешь, всё-таки ниже – например, так было во время моей аварии в Мельбурне в 1996-м. А вот внезапная резкая остановка приводит к более болезненным последствиям.
FIA, Формула 1 и команды чемпионата проделали огромную работу по повышению безопасности, которая позитивно повлияла на автоспорт во всём мире. В том числе это касается прочности топливных систем и защиты батареи, что позволило извлечь Чжоу из кокпита разбитой машины. Если же вспоминать инцидент Грожана в Бахрейне, то его Haas тогда была просто разорвана пополам.
Ферстаппену не повезло
Лидеру чемпионата Максу Ферстаппену в этом году не очень везёт. Он должен был завоевать поул, но его заключительная попытка в квалификации была испорчена жёлтыми флагами. Он легко вышел в лидеры на старте, но гонка была остановлена красными флагами.
Поскольку не все успели пересечь вторую линию автомобиля безопасности, расположенную между 1-м и 2-м поворотами, то машины на рестарте расположились так, как они изначально стояли на стартовом поле, за вычетом выбывших Чжоу, Расселла и Элбона.
Возможно, Джордж смог бы дотянуть до боксов Mercedes на трёх оставшихся колёсах, но он, повинуясь инстинкту, мужественно бросился к машине Чжоу, поскольку хотел ему помочь.
Потом завести Mercedes ему не удалось, а правила запрещают трогаться с места с посторонней помощью. Поэтому, к сожалению, наш добрый самаритянин сошёл с дистанции своего домашнего Гран При.
Рестарт был дан спустя без малого час, и на этот раз Карлос Сайнс, обладатель поула, весьма жёстко отжал Ферстаппена вправо и удержал лидерство. Но это были мелочи по сравнению с тем, что происходило на следующих 50 с лишним кругах.
На машинах 2022 года проще преследовать соперников, и благодаря скоростному характеру и конфигурации трассы в Сильверстоуне это проявилось очень наглядно. Кроме того, у них намного меньше снижается прижимная сила и сцепление, когда они едут бок о бок, а гонщики уверенно контролируют поведение своих машин, даже когда оказываются за пределами основной траектории.
Пилоты молодого поколения оттачивали мастерство за рулём очень безопасных машин, у которых достаточно прочная подвеска и крепкие корпусные детали, причём на достаточно безопасных трассах, где много широких зон вылета. Поэтому они совершают обгоны практически в любых местах, как по внутреннему радиусу, так и по внешнему, как в медленных поворотах, так и в быстрых, и иногда им удаются весьма необычные манёвры.
Это не отчёт о гонке, поэтому я советую ещё раз пересмотреть запись Гран При, чтобы получше всё это рассмотреть, но давайте вспомним лишь несколько моментов.
Сайнс наконец-то победил, но Леклер разочарован
В Монако и Монреале Сайнсу не повезло, там он не смог выиграть, и в предыдущем выпуске моей колонки я упоминал, что он уже готов к победам. Пока он не настолько быстрый гонщик, как его напарник, Шарль Леклер, но зато чрезвычайно упорный и по ходу гонки пилотирует всё увереннее. Карлос никогда не сдаётся, с психологической подготовкой у него порядок.
На машине Леклера на рестарте было повреждено переднее крыло, и надо отметить, что он рисковал, участвуя в дуэлях на трассе. Я вообще плохо понимаю, каким образом ему удавалось так быстро ехать, хотя одна из торцевых пластин крыла была оторвана. При этом в Ferrari слишком долго думали, прежде чем попросить Сайнса пропустить напарника, что позволило Льюису Хэмилтону их догнать, ведь машина Mercedes вновь обрела скорость.
Казалось, что после этого Леклер должен был выиграть гонку, если сможет проехать 27 кругов на одном комплекте жёсткой резины. Но Alpine Эстебана Окона остановилась на бывшей старт-финишной прямой рядом с пит-уолл. Понятно, что это спровоцировало выезд автомобиля безопасности, и у Ferrari было время на принятие решения, но они не стали звать в боксы Леклера, проехавшего на своих жёстких шинах уже 13 кругов, подставив его под удар. А если бы в Скудерии решили провести двойной пит-стоп, тогда Сайнс неизбежно потерял бы несколько секунд, дожидаясь своей очереди.
Так что из гонщиков лидирующей группы за свежими комплектами мягкой резины поехали Сайнс, Хэмилтон, Перес, Алонсо и Норрис. Когда Леклеру сообщили об этом по радио, он ответил, что теперь ему придётся трудновато, и его прогноз оказался очень точным. В итоге он вынужден был довольствоваться 4-м местом и, видимо, был сильно рассержен.
Гонщик, который в начале сезона лидировал в чемпионате, в последних пяти Гран При даже на подиум не поднимался, а последнюю победу одержал почти три месяца назад, хотя шесть раз выигрывал квалификации.
Его дела в Ferrari складываются не лучшим образом, хотя подразумевается, что именно он – главный соперник Ферстаппена в борьбе за титул. Это стало понятно, когда команда попросила Сайнса сдержать пелотон и дать возможность напарнику оторваться на предусмотренный правилами интервал в 10 корпусов машин, чтобы Шарлю, лидеру гонки, было проще. Однако Сайнс отказался это сделать, дав понять, что у него более подходящие шины и больше шансов на победу в гонке.
Карлос опередил напарника и возглавил гонку, а Серхио Перес обогнал Льюиса Хэмилтона и переместился на третью позицию. Тем самым в определяющий момент гонки он фактически спас Ferrari, и я очень рад за Карлоса, за его семью и, конечно, за его команду.
Подвиги Хэмилтона на домашней трассе
Льюис Хэмилтон выжал максимум из своей машины, ведь Mercedes W13 явно прибавила в скорости, и если бы не автомобиль безопасности, он бы мог выиграть гонку, поскольку ехал на более свежих шинах, чем Ferrari, причём ехал быстро, заодно записав на свой счёт лучший круг гонки. Он также продемонстрировал, что ничуть не хуже гонщиков более молодого поколения умеет сражаться колесо в колесо.
Серхио Пересу пришлось очень рано ехать в боксы на замену переднего крыла, так что на 6-м круге он оказался последним. Но оставшуюся часть дистанции он проехал в отличном темпе, и ему повезло, когда на трассе появился автомобиль безопасности, поскольку он смог вернуться в борьбу за высокий результат. Он даже мог выиграть гонку, если бы не застрял позади Ferrari Леклера так надолго.
И Фернандо Алонсо за рулём Alpine, и Ландо Норрис, пилотировавший McLaren, очень здорово выступили, а кроме того, было очень приятно видеть, как Мик Шумахер заработал первые очки в чемпионате мира, заняв 8-е место после яростных атак Ферстаппена, продолжавшихся до самой финишной черты.
В днище машины Maкса застрял кусок карбона, оторвавшийся от AlphaTauri Юки Цуноды, что привело к серьёзным потерям прижимной силы. Выше седьмого места ему подняться не удалось, однако он по-прежнему лидирует в чемпионате с преимуществом в 34 очка перед своим напарником по Red Bull Racing.
После финиша толпа болельщиков хлынула на стартовое поле, чтобы увидеть своих героев во время церемонии награждения. К счастью, все участники Гран При остались живы и здоровы, а мы все увидели грандиозное гоночное шоу. После Гран При Австрии, который состоится в этот уик-энд, половина сезона будет уже позади.