После первых 13 этапов сезона можно с уверенностью констатировать, что борьба на трассах чемпионата стала более острой и интересной. Раньше гонщику надо было тщательно готовить обгон, и если он не удавался с первой попытки, можно было предпринять ещё одну – и всё. После этого шины перегревались, и опередить соперника становилось ещё сложнее, даже если тот ехал явно медленнее.
В 2022 году дуэли на трассе продолжаются не пару кругов, а намного дольше – достаточно вспомнить борьбу Макса Ферстаппена и Шарля Леклера в Саудовской Аравии или на Поль-Рикаре; соперничество Льюиса Хэмилтона с Пьером Гасли в Имоле или с Миком Шумахером на Red Bull Ring.
Всё это стало возможным не только благодаря изменениям в аэродинамике машин, но и 18-дюймовой резине Pirelli. Она не сразу перегревается, даже если машина скользит в поворотах.
Зона возмущённого воздуха позади новых машин стала намного меньше. Во время дождя можно видеть, что облако брызг и водяной пыли распределяется вокруг машины не так, как в прошлом году – вода в меньшей степени разлетается по сторонам, а больше поднимается вверх за счёт действия воздушного потока.
Гонщики чувствуют все эти изменения – с их точки зрения, машины нового поколения ведут себя более предсказуемо.
Auto Motor und Sport приводит слова Шарля Леклера, это подтверждающие: «Потери прижимной силы по-прежнему есть, но меньше, чем раньше. И это происходит более предсказуемо. Раньше, преследуя соперника, ты никогда не знал, машина будет подвержена недостаточной или избыточной поворачиваемости, а сейчас мы знаем, как она будет себя вести».
Немецкое издание приводит сводную статистику обгонов, хотя тут надо сделать пару оговорок: в ней не учитывалась гонка в Майами, поскольку она проходила впервые, а Гран При Австралии и Канады сравниваются с гонками в Мельбурне и Монреале 2019 года. И получается, что за 12 этапов сезона зафиксировано 435 обгонов. В среднем это 36,25 за гонку.
Показатели прошлого года (с учётом указанной оговорки) иные: в первых 12 гонках тогда было 353 обгона, в среднем 29,41 за Гран При. Правда, при этом в Имоле, Барселоне, Баку и на Поль-Рикаре успешных манёвров было несколько меньше. В Монреале гонщики менялись позициями столько же раз, сколько и в 2019-м.
Но это объясняется воздействием разного рода дополнительных факторов – погодой (Имола), появлением автомобиля безопасности и рестартами (Баку) или особенностями тактики (Поль-Рикар). Если же говорить о Барселоне, то там показатели всё-таки примерно одинаковые: по ходу прошлогоднего Гран При Испании было 45 обгонов, а на этот раз – 43.
Но также надо отметить, что более острая и плотная борьба на трассе в этом сезоне не приводит к резкому росту статистики обгонов из-за того, что система DRS на машинах нового поколения работает менее эффективно. На самом деле это не так уж плохо, ведь обгон по-прежнему должен оставаться «штучным товаром», всё-таки это особое искусство.
Ещё один фактор связан с тем, что пелотон в 2022 году поделился на большее число групп – в зависимости от скоростных возможностей машин. Хотя самые быстрые не столь заметно опережают самых медленных, чем раньше, в основном борьба идёт между гонщиками внутри каждой отдельной группы, и в этом плане не все цели, которые ставили перед собой организаторы чемпионата, достигнуты.
Сравнительная статистика обгонов
Гонка | Обгоны в 2021-м или в последней гонке | Обгоны в 2022-м |
Гран При Бахрейна | 57 | 67 |
Гран При Саудовской Аравии | 30 | 38 |
Гран При Австралии | 11 | 34 |
Гран При Эмилии-Романьи | 27 | 19 |
Гран При Испании | 45 | 43 |
Гран При Монако | 0 | 6 |
Гран При Азербайджана | 30 | 21 |
Гран При Канады | 33 | 33 |
Гран При Великобритании | 26 | 34 |
Гран При Австрии | 25 | 57 |
Гран При Франции | 53 | 28 |
Гран При Венгрии | 16 | 55 |