Сезон 2023 года получился для AlphaTauri весьма ярким, со сменой состава и уходом руководителя команды...
Гонщик | Гран При | Место | Очки | Лучший старт | Лучший финиш |
Ю.Цунода | 22 | 14 | 17 | 6 | 8 |
Д.Риккардо | 7 | 17 | 6 | 4 | 7 |
Л.Лоусон | 5 | 20 | 2 | 10 | 9 |
Н.де Вриз | 10 | 22 | 0 | 12 | 12 |
Toro Rosso / AlphaTauri | Гран При | Место | Очки | Лучший старт | Лучший финиш |
2023 | 22 | 8 | 25 | 4 | 7 |
2022 | 22 | 9 | 35 | 5 | 5 |
2021 | 22 | 6 | 142 | 2 | 3 |
2020 | 17 | 7 | 107 | 4 | 1 |
2019 | 21 | 6 | 73 | 5 | 2 |
От Toro Rosso/AlphaTauri всегда ждут большего, чем получается в итоге, ведь это «сестринская» команда Red Bull, использующая их технологии, да и сами они заявляют об этом перед началом сезона. Но результат всегда оказывался ниже ожиданий, и со временем к этому привыкли.
Раскраску новой машины команда показала в Нью-Йорке – новые владельцы Red Bull совместили презентацию с показом новой коллекции одежды от модного бренда AlphaTauri. Но идея продвижением бренда не сработала, так что скоро команда наверняка сменит и название, и стратегию.
Команда начинала сезон с одним составом, а закончила с другим. В начале года напарником участника программы Honda Юки Цуноды стал возрастной Ник де Вриз, чемпион Формулы 2 и Формулы Е, впечатливший в прошлом году Хельмута Марко своим выступлением за Williams в Монце.
В начале сезона Цунода зарабатывал редкие очки, а де Вриз не смог освоиться. Машина ему не подходила, он атаковал изо всех сил – и регулярно попадал в аварии. Руководитель команды Франц Тост привычно говорил, что гонщику нужно пару лет, чтобы освоиться, но Хельмут Марко решил иначе – и прямо по ходу сезона, после десяти безрезультативных Гран При и даже не дождавшись летнего перерыва, уволил гонщика.
В качестве замены позвали опытного и харизматичного Даниэля Риккардо. Австралиец был рад вернуться и вновь оказаться в центре внимания. Он всем видом показывал, что после увольнения из McLaren ему хорошо в знакомой среде, где он чувствовал себя как дома.
Цунода стоически пережил приход в команду более опытного гонщика, а де Вриз, связанный условиями контракта, никак не комментировал эту обидную для него замену. Но на этом история не закончилась.
Пришедший на место де Вриза Риккардо проехал два этапа, а в Зандфорте сломал руку. В пятницу австралиец попал в неприятную аварию. В скоростном бэнкинге третьего поворота развернуло и бросило в стену машину Оскара Пиастри. Риккардо ехал следом, и у него не было другого выбора, кроме как врезаться рядом, чтобы не ударить соперника.
Даниэль пожаловался на боль в руке, в госпитале выяснилось, что у него сломана одна из костей запястья, так что он вернулся в паддок с гипсом, а в субботу отправился в специализированную клинику в Барселону.
В пяти гонках его заменял резервный пилот Лиам Лоусон, показавший себя очень неплохо и заработавший очки на сложной городской трассе в Сингапуре. Лишь в Остине Риккардо вернулся в строй, а в Мехико выступил просто отлично – стартовав четвёртым, он финишировал седьмым, заработав единственные очки в этом сезоне, но они очень помогли AlphaTauri.
В конце сезона ближайшие соперники перестали дорабатывать машины, а в AlphaTauri как раз начали привозить новинки, рассчитанные на следующий сезон – и если в 17-ти первых Гран При команда заработала лишь пять очков, то в пяти последних – сразу двадцать, что и определило позицию в Кубке конструкторов.
Ключевым событием стало заявление руководителя команды Франца Тоста об уходе. Франц возглавил Toro Rosso в 2006-м, ему довелось работать с 17-ю гонщиками, в том числе с Себастьяном Феттелем, Даниэлем Риккардо, Максом Ферстаппеном, Карлосом Сайнсом и Даниилом Квятом.
Франц Тост: «Это моё решение, которое я начал обдумывать ещё два года назад и обсуждать с Дитрихом Матешицем. Когда я был моложе, то всегда напоминал себе, что нельзя приклеивать себя к креслу руководителя. Нужно освободить должность для молодых – более умных, креативных и мотивированных.
На седьмом десятке лет пришло время прощаться. Я люблю Формулу 1, но для меня эта история заканчивается. На замену мы пригласили двух фантастических специалистов – Питера Байера и Лорана Мекиса. Думаю, сейчас наилучший момент, чтобы уйти. Я рад приходу Питера и Лорана, поскольку ожидаю, что с ними команда сделает большой шаг вперёд.
Формула 1 занимает особое место в моём сердце, я стал болельщиком, когда мне было лет шесть или семь, и в молодости я всегда коллекционировал журналы о Формуле 1, а потом работа в этом чемпионате заняла очень большую часть моей жизни. Но теперь я продолжу смотреть все гонки, оставаясь дома, это я точно могу сказать!»
На последнем этапе сезона в Абу-Даби рядом с боксами команды установили белые панели с логотипами AlphaTauri, на которых каждый мог оставить пожелания в адрес австрийского ветерана Формулы 1 и свою подпись. Получилось трогательно.