Комментатор ITV и известный эксперт Джеймс Аллен анализирует итоги уик-энда в Монце...
Джеймс Аллен: "Великолепная гонка. Себастьян Феттель выиграл Гран При Италии на исторической трассе в Монце, за рулем итальянской машины, но не Ferrari, стартовав с поула и уверенно уехав от McLaren. Феттель - самый молодой победитель Гран При, и в этот уик-энд вся Формула 1 счастлива за него. Эта гонка займет место в истории, как заняла её победа Джеймса Ханта в Зандфорте'75, когда он выступал за крошечную команду Hesketh.
Большой успех аутсайдеров
В крови Toro Rosso есть ДНК Minardi. Многие парни, из тех, что работали с Джанкарло Минарди и Полом Стоддартом, и сейчас в числе 168 служащих команды.
168 человек - это лишь 20% от штата крупных команд, а у Toro Rosso один из самых скромных бюджетов в современной Формуле 1. Но, успех в Монце еще раз доказывает - частная команда может победить, и особенно важно то, что эта победа была заслуженной. Феттель победил не потому, что сошли лидеры, он лучше именитых соперников справился со своей работой в квалификации, а в гонке команда принимала исключительно верные, своевременные решения.
Феттель контролировал ход уик-энда, показав лучшее время во второй части квалификации, завоевал поул, выиграв десятую у Ковалайнена, и лидировал сорок девять из 53-х кругов.
Зигзаг удачи
Феттелю повезло. Старт за машиной безопасности позволил контролировать ситуацию, и получить хорошую видимость на первом отрезке. Его второй пит-стоп, на 36-м круге, произошел в тот момент, когда стало ясно - промежуточные шины быстрее. Алонсо уже сменил резину на 30-м круге и прибавил в скорости.
Хотя прогноз обещал дождь, у Toro Rosso не было выбора - дождевая резина в тот момент мгновенно изнашивалась. За 17-ть кругов до финиша, ему мог угрожать только Хэмилтон, который стартовал 15-м и смог подняться на второе место. Но, Льюис ехал на дождевых шинах, и ему пришлось совершить незапланированный пит-стоп. Когда он вернулся на трассу седьмым, было уже ясно, Феттель останется впереди.
Масса совершил пит-стоп на 22-м круге, гораздо раньше, чем многие ждали. Он должен был заехать в боксы ещё раз, и этот момент совпал с оптимальным для перехода на промежуточные шины. Маятник качнулся в сторону Массы, а Хэмилтон выехал из боксов позади бразильца. В результате, ситуация в чемпионате почти не изменилась, сейчас Фелипе проигрывает Хэмилтону не два очка, а одно, но после ошибки с выбором шин в квалификации, всё могло закончиться для британца гораздо хуже.
Выбор времени
Успеха добились гонщики, выбравшие стратегию одного пит-стопа и совершившие его в тот момент, когда состояние трассы было оптимальным для перехода на промежуточные шины. Роберт Кубица, Фернандо Алонсо и Ник Хайдфельд - они финишировали перед Массой и Хэмилтоном. Льюис заехал в боксы на три круга раньше, чем Алонсо, и тот момент не был оптимальным для промежуточных шин. В результате ему пришлось потерять 28 секунд, пять позиций и шесть очков на дополнительном пит-стопе.
Масса может быть разочарован финишем на шестом месте после старта с шестой позиции, ведь его оппоненту удалось финишировать седьмым при старте с 15-го, но реально были разочарованы Райкконен и Ковалайнен. Кими был невероятно быстр на последних кругах, но на большей части дистанции не мог бороться с соперниками - в отличие от Хэмилтона, для Кими выбрали стратегию двух пит-стопов, и это было ошибкой.
Разочарование Ковалайнена
Подруге Ковалайнена придется нелегко, утешая Хейкки после финиша. Он отлично понимает, что должен был выиграть у Феттеля. Он стартовал, имея в баках на четыре круга больше топлива, чем у немца - если учесть это количество, применительно к результатам квалификации, то получается, что машина Ковалайнена на три десятых с круга быстрее машины Феттеля.
В гонке ему нужно было ехать в темпе Себастьяна, поддерживая минимальный отрыв, и прибавить на четырех кругах, когда лидер отправился в боксы. Вместо этого он отстал на 11 секунд уже к моменту первого пит-стопа. Средний отрезок у Ковалайнена был коротким - лишь 12 кругов, но и на нем финн не смог отыграться.
Он знает, что обязан был добиться большего. После финиша Хейкки жаловался на стартовые проблемы с резиной и тормозами на дистанции, но условия были равны для всех. Просто он был недостаточно быстр.
Взлеты и падения
Кубица стартовал 11-м и финишировал на подиуме. Он начал гонку на тяжелой машине, и поляку тоже повезло - пит-стоп на 34-м круге совпал с оптимальным моментом для перехода на промежуточные шины. Марку Уэбберу и Нико Росбергу не повезло.
Уэббер ехал третьим на первом отрезке, заехал в боксы на 22-м круге, вместе с Ковалайненом, и выехал позади Алонсо и Кубицы, которые ехали с одной остановкой. Второй пит-стоп он совершил на 34-м круге, когда он ехал четвертым, и потеря восьми секунд в боксах привела к тому, что он выехал позади Хайдфельда и Массы.
Росберг всю гонку боролся с износом шин, настройки его Williams оказались слишком агрессивными для дождевого состава. Он, как и Хэмилтон, выбрал стратегию единственного пит-стопа, и дополнительный визит в боксы для смены шин на промежуточные, отбросил его на 17-е место.
Феттель: Что дальше?
Вернемся к Феттелю. Я действительно рад за него, но этот успех ставит несколько интересных вопросов.
Во-первых, возрастает прессинг на Red Bull - они уступили Toro Rosso позицию в Кубке Конструкторов, а ведь две команды, по существу, используют одни и те же машины с разными моторами. Кристиан Хорнер и в этой ситуации постарался извлечь выгоду, заметив, что столь достойная машина построена Red Bull Technology. В следующем году Феттель перейдет в Red Bull, где станет вторым гонщиком, ведь статус "первого номера" у опытного Марка Уэббера. При этом, у Феттеля есть победа в гонках, а у Марка - нет. Согласитесь, странная ситуация!
Во-вторых, вероятно, Феттель может пожалеть о том, что решение о переходе в Red Bull было принято так рано. Он мог бы получить более конкурентоспособную машину в следующем сезоне, если бы не торопился с контрактом. Я надеюсь, что в 2009-м у Red Bull будет действительно быстрая машина. Феттелю нужно повзрослеть, набраться опыта, но победа в Монце невероятно подняла планку. Было странно услышать в Монце итальянский гимн, следом за немецким. Мы привыкли к этому сочетанию за годы успехов Михаэля Шумахера в Ferrari. Действительно ли Феттель - это следующий Шуми? Пока рано об этом судить, к тому же, у них совсем разный характер.
В Монце на нового Шумахера был больше похож Хэмилтон, особенно в бескомпромиссной и жесткой борьбе с Уэббером и Глоком".