Фрэнка Уильямса можно считать старейшиной Формулы 1: он отдал автогонкам сорок лет, и за это время перед его глазами, сменяя друг друга, прошло несколько эпох в истории спорта.
Немецкая Der Tagesspiegel опубликовала интервью с сэром Фрэнком, который вспоминает те далекие уже времена, когда, как пишет газета, секс был безопасным, а Формулу 1 называли «командой самоубийц». Сегодня о той эпохе частенько говорят с ностальгическими нотками, поскольку считается, что именно тогда в автогонках была подлинная, беспредельная страсть к скорости. Однако Фрэнк Уильямс не склонен идеализировать 60-70-е гг.: «Для меня это были трудные времена. Я не оглядываюсь назад и не умиляюсь: “Ах, как все было замечательно!” Смерть ходила совсем рядом, но мы старались об этом не говорить. Каждый знал, что он может быть следующим».
Да, в тех временах есть необъяснимая привлекательность, но надо вспомнить, что машины тогда были чрезвычайно опасными и в любой момент могли взмыть в воздух, оторвавшись от асфальта. Что такое контроль качества деталей или сборки, тоже еще никто не знал. И если где-то происходила авария, всех начинала терзать мучительная неопределенность, ведь тогда видеокамер не было ни на машинах, ни вдоль трасс.
Фрэнк Уильямс: «В 1969-м году еще не было прямых телетрансляций, и только в вечерних новостях по ТВ показывали короткий сюжет о Гран При. Если гонщик куда-то пропадал, приходилось долго ждать, пока стюарды передадут какую-нибудь информацию с места аварии».
Разумеется, иными были и технологии, и уровень комфорта.
«Не было ни моторхоумов, ни гаражей – в том виде, в каком мы их видим сейчас, – вспоминает глава команды Williams. – Пит-лейн являлся частью трассы и потенциально это было очень опасно. Паддок – маленький, туалетов просто не было. Если же говорить о еде, то, считайте, вам повезло, если удавалось добыть хотдог или гамбургер. Но обычно еду приходилось привозить с собой.
Первый моторхоум появился у босса Lotus Колина Чэмпена. Колин приобрел его в Америке, где моторхоумы стали популярны еще за десять лет до этого – это была настоящая роскошь! Рон Деннис сразу захотел такой себе в McLaren. И потом этому примеру последовали все, стараясь заказывать красивее и больше размерами, чем у конкурентов, чтобы привлечь внимание спонсоров.
Забавно об этом вспоминать: теперь все намного серьезнее… Однако, отношение к самим гонкам с тех пор не изменилось: это всегда было принципиальное, жесткое соперничество».
Фрэнк Уильям отметил, что последний раз визит к соседям по паддоку он нанес лет пять назад, однако, у него теплые отношения с некоторыми из глав команд: «Мы отлично ладим с боссом Renault Флавио Бриаторе и с Марио Тайссеном из BMW. Стефано Доменикали из Ferrari я знаю не так хорошо, но я очень уважаю его предшественника: Жан Тодт – настоящий джентльмен».