Комментатор ITV и известный эксперт Джеймс Аллен анализирует итоги японского уик-энда...
"Непросто решить, с чего начать обзор японской гонки. Мы видели, как Хэмилтон потерял голову в ситуации, требующей простого прагматизма, видели жесткость Фелипе Массы, вторую подряд победу Алонсо и крайне спорный штраф, наложенный на Бурдэ, подаривший Ferrari и Массе дополнительное очко.
Красный туман
Начнем с Хэмилтона. Стартуя с поула, он знал, что главная угроза исходит со стороны Райкконена, который, в свою очередь, никак не угрожал его положению в чемпионате. Второе место позади Кими его вполне устраивало, если бы Масса финишировал позади. Рон Деннис даже обсуждал этот вопрос с журналистами в субботу вечером, думаю, он сказал и Льюису: "Если Райкконен стартует лучше, позволь ему возглавить гонку".
Льюис сделал все наоборот. Увидев Ferrari впереди, он словно снова попал в "красный туман", помешавший увидеть светофор на выезде с пит-лейн в Канаде. Хэмилтон занял внутренний радиус, заблокировал шины и, вместе с Райкконеном, широко вышел из поворота, выехав в зону безопасности.
Потеря нескольких позиций была не так критична, как серьёзные потертости на передних шинах, которые могли сделать его машину неуправляемой на следующие двадцать кругов до планового пит-стопа. В тот момент он уже понимал, что должен заехать в боксы за комплектом новых шин, но думал, вероятно, не о шинах, а о Массе, который ехал впереди.
Он обогнал Массу, когда бразилец широко зашел в поворот, Фелипе бросился отыгрываться, и гонщики столкнулись в шикане. Хэмилтона развернуло, и он был вынужден пропустить пелетон.
Никакой жалости
В Фудзи мы увидели совсем другого Массу. Это был совсем не тот Фелипе, который почти не сопротивлялся обгону в Хоккенхайме или в прошлогодней Малайзии. Это был безжалостный гонщик - потеряв позицию в повороте, он не сдался и врезался в Хэмилтона.
Льюису не на что жаловаться, он тоже был весьма агрессивен в некоторых ситуациях, а в Фудзи стало понятно - теперь Масса будет крайне серьезным соперником.
После инцидента Фелипе получил штраф с проездом через боксы, такой же, каким стюарды наградили Хэмилтона за инцидент на старте. Проезд через пит-лейн отбросил претендентов на титул в хвост гонки, сильно осложнив возможность заработать очки. В тот момент Масса на 14 секунд опережал Хэмилтона, на финише разница возросла до 32-х секунд, он смог использовать скорость Ferrari, чтобы отыграться, а Хэмилтон, на поврежденной машине, был не так быстр.
Любопытно, вторую гонку подряд лучший круг у Ferrari, на втором месте - Renault, а McLaren - только на третьем.
Прогресс Renault
Команда добилась невероятного прогресса, больше, чем на секунду сократив отставание от лидеров по ходу сезона. В последние несколько недель они нашли решение, преобразившее машину. Дело в аэродинамике, механике или в их сочетании, но факт - сейчас Renault гораздо эффективнее использует шины на дистанции. Если учитывать проигрыш в мощности моторам Mercedes и Ferrari, причем настолько серьезный, что FIA позволит французской команде компенсировать разницу предстоящей зимой, то надо признать, что инженеры, работающие с шасси, действительно добились серьёзных успехов.
Интересно, когда это решение было найдено и сразу ли принесло долгожданный эффект, но факт очевиден - в четырех последних гонках Алонсо заработал тридцать очков - больше, чем оба претендента на титул.
В Фудзи Алонсо был великолепен. На старте он проиграл позицию Кубице, но, воспользовавшись инцидентом, вышел на вторую позицию. На первой волне дозаправок, залив меньшее количество топлива и проведя более короткий пит-стоп, Алонсо добился преимущества, которое довел до победы. Он считал, что Renault быстрее BMW и доказал свою правоту, создав серьезный отрыв на свободной от трафика трассе.
Фернандо был невероятно стабилен, проехал длинную последовательность кругов, которые отличались друг от друга не больше, чем на десятую. Это снова был тот Алонсо, что выиграл два чемпионских титула, с его мастерством и мотивацией.
Несправедливое наказание
Главной темой для разговоров после финиша стал штраф, наложенный на Бурдэ за столкновение с Массой. Когда француз выезжал из боксов, на светофоре горели синие огни, предупреждавшие его о быстрой машине на прямой, но эти два гонщика боролись за позицию.
Бурдэ выехал с пит-лейн, он и Масса приближались к первому повороту, и Фелипе вел себя так, как будто Toro Rosso не имеет права находиться в этой точке пространства и соперник должен его пропустить. Бурдэ сделал всё, чтобы избежать столкновения, забравшись двумя колесами на поребрик, но контакт состоялся и Массу развернуло.
Он может утверждать, что был впереди передними колесами, но менеджеры команд, с которыми я говорил после гонки, единодушно сказали: делегат FIA и директор гонки Чарли Уайтинг, дважды - в Сингапуре и Фудзи, инструктировал их о том, что гонщик, выезжающий с пит-лейн, имеет преимущество в такой ситуации.
Не в первый раз стюарды FIA приняли решение, противоречащее инструкциям, которые команды получили от делегата FIA. То же случилось в Спа, когда Чарли заявил представителям McLaren о том, что Хэмилтон вернул преимущество Райкконену в спорной ситуации после срезки шиканы.
Если команды не могут верить Уайтингу, то есть ли надежда, что поверят журналисты и болельщики? FIA позиционирует себя, как рефери в этом спорте, и при этом позволяет себе столь противоречивые решения. Это смущает публику, заставляя думать об акцентах в сторону Ferrari.
Из профессионалов, которых я опросил на трассе, 99% говорили о том, что вины Бурдэ в этом инциденте нет, но есть важное очко, которое получил Масса после штрафа, и ещё шесть, полученные после наказания Хэмилтона в Спа. Как и штраф, наложенный на Льюиса, это наказание нельзя оспорить, ведь речь снова идет о проезде через боксы, которое заменили прибавлением 25 секунд.
Инцидент произошел на 51-м круге, за 16 кругов до финиша. У стюардов было двадцать минут, чтобы принять решение, но оно было принято после финиша. Любопытно, им понадобилось лишь 15 кругов, чтобы объявить о наказании Хэмилтона и Массы.
Причина для беспокойства
Последняя заметка касается отказа двигателя на машине Ковалайнена, ведь этот фактор может вмешаться в борьбу за титул.
В Сингапуре Ковалайнен получил новый двигатель, воспользовавшись правом однократной замены мотора по ходу сезона без каких-либо санкций, и этот мотор отказал. Если проблема окажется системной, то у команды не будет времени, чтобы внести коррективы - Гран При Китая пройдет на этой неделе, и Хэмилтон получит ту же версию мотора, которая отказала у Ковалайнена.
У команды есть, над чем подумать - очевидны несколько факторов, которые определят судьбу титула в двух финальных гонках сезона..."