Многие годы руководство чемпионата говорило о сложностях при принятии решений, которые возникают в случае обсуждения с командами поправок к регламенту и продвижении тех или иных инициатив. Команды были поставлены в рамки действующего Договора Согласия и правил FIA, которые требовали единодушного согласия участников чемпионата, и добиться этого единодушия было непросто. Однако в 2008-м команды договорились о создании более эффективной структуры - ассоциации FOTA, в которой для принятия решений достаточно меньшего числа голосов, и эта схема сразу позволила добиться прогресса.
С появлением FOTA команды стали сильнее, FIA и FOM уже не могут блокировать принятие решений путём давления на отдельных участников чемпионата, и эта самостоятельность, по мнению экспертов, стала поводом для полемики, развернувшейся на прошлой неделе между президентом Ferrari Лукой ди Монтедземоло и Берни Экклстоуном. В ответ на заявление Монтедземоло о более открытом распределении доходов, Экклстоун напомнил общественности о бонусе в $80 млн., получаемом Ferrari в последние пять лет.
Пять лет назад, осенью 2004-го, Формуле 1 угрожал раскол - автопроизводители объединились в ассоциацию GPWC и говорили об организации альтернативного чемпионата после окончания действия (в 2007-м) Договора Согласия. Тогда, после длительных переговоров, Ferrari вышла из GPWC и, первой из команд, подписала новый Договор Согласия. Это стало предвестником развала GPWC, ведь для спонсоров главный чемпионат - тот, в котором выступает Ferrari. Скоро Договор Согласия подписали другие команды, вопрос альтернативы закрылся сам собой, а Ferrari получила тот ежегодный бонус, о котором говорил Берни.
Сейчас ситуация изменилась, объединившись в FOTA команды требуют пересмотра принципа распределения доходов, ведь 50% прибыли по-прежнему достаётся Экклстоуну. Оппозиция со стороны команд ослабила позиции Берни на переговорах, а недавно и президент FIA Макс Мосли заговорил о том, что Formula One Group нужно увеличить выплаты командам, чтобы оздоровить ситуацию в чемпионате и гарантировать его будущее.
Формально, Берни Экклстоун и инвестиционная компания CVC, на 100 лет выкупили коммерческие права на Формулу 1. Компания CVC инвестировала в чемпионат миллиард долларов, рассчитывая вернуть в 7.5 раз больше. Деньги были взяты в кредит, проценты по которому, равно как и соответствие уровню запланированного дохода, не позволяют Экклстоуну пойти на компромисс. Инвестиции со стороны CVC, как полагают, не продлятся дальше 2013 года, а значит, до этого срока нужно выжать из ситуации максимум, чтобы в финале перепродать чемпионат другой инвестиционной компании.
Если перераспределение доходов всё же состоится и прибыли Formula One Group упадут, а текущая экономическая ситуация мотивирует команды на принятие серьёзных мер, то CVC может покинуть чемпионат досрочно, что не входит в планы Экклстоуна.
Эксперты считают, что Берни использует старинное правило «разделяй и властвуй», если удастся поссорить команды и добиться развала FOTA, вопрос снимется сам собой, ведь в этой ситуации найти подход к каждому участнику легче, чем к позиции команд в целом.
У истории будет продолжение…