BMW F1.09 – принципиально новая концепция

BMW F1.09

Главная проблема современных машин Формулы 1 в том, что они в значительной мере теряют прижимную силу, когда интервал до впереди идущего соперника сокращается примерно до 2-х секунд. Возмущенный воздух, который оставляет позади себя гоночная машина, снижает эффективность работы переднего крыла, что проявляется в ярко выраженном эффекте недостаточной поворачиваемости.

Еще в 2007-м FIA создала специальную Рабочую группу, которая занималась проблемой увеличения числа обгонов. Ведущие эксперты проводили эксперименты в аэродинамической трубе, использовали методы компьютерного моделирования, и в итоге выступили с предложением: прижимную силу надо уменьшить на 40 процентов.

Все это привело к тем радикальным изменениям в техническом регламенте, которые и воплощены сегодня в машинах Формулы 1 нового поколения.

Шасси

Ширина переднего крыла BMW Sauber F1.09 увеличилась до 1800 мм (против 1400 мм у F1.08), и находится оно ниже, чем раньше. Заднее крыло стало намного уже, машина лишилась практически всех дополнительных внешних элементов аэродинамической оснастки.

В Формулу 1 вернулись слики, машины с 2009-го года могут быть оснащены системами рекуперации кинетической энергии (KERS), и все это требовало пересмотра развесовки шасси.

«Прежде всего, переход на слики означает возросший уровень сцепления с трассой, – объясняет Вилли Рампф, технический координатор BMW Sauber. – Но при этом баланс сил сместился вперед: у передних шин без канавок пятно контакта больше, чем у задних».

Соответственно, необходимо было больше загрузить переднюю часть машины, а также изменить аэродинамический баланс. Это непростая задача, особенно с учетом того, что новая система KERS добавляет шасси определенный вес, и у инженеров уже меньше свободы в распределении специального балласта.

Итак, при разработке концепции F1.09 основное внимание уделялось таким аспектам, как длина колесной базы, развесовка, положение двигателя и коробки передач, форма и размер топливного бака, и размещение компонентов KERS.

Переднее крыло

Специалисты в области аэродинамики довольно много времени потратили на разработку переднего крыла, поскольку именно эта область влияет на воздушный поток над всей машиной.

Работу также усложняла центральная секция крыла, размеры и конфигурация которой жестко заданы регламентом, что также ограничивало свободу действий конструкторов. В результате появилось трехэлементное крыло весьма внушительных размеров, которое во многом определяет визуальное восприятие машины.

Его внешние края оснащены несколькими дополнительными элементами, предназначенными для того, чтобы направлять воздушный поток вокруг передних колес.

Благодаря еще одному важному нововведению гонщики получили возможность на ходу изменять угол атаки переднего крыла. Эта мера тоже должна облегчить задачу по преследованию соперника, который едет впереди.

Облик носовой части машины также значительно изменился: она стала выше и намного шире, чем у предыдущих моделей.

Новый подход к проблеме охлаждения

Новый регламент потребовал иных подходов к проблеме охлаждения узлов и агрегатов машины, поскольку отныне введен запрет на вентиляционные отверстия на кожухе двигателя. Горячий воздух теперь централизованно отводится через каналы, расположенные между кожухом моторного отсека и коробкой передач.

Но это еще не все, поскольку компоненты системы KERS также нуждаются в охлаждении. Блоки системы, предназначенные для аккумулирования энергии, компактно расположены в боковых понтонах, и охлаждаются потоком воздуха, а блок управления KERS имеет собственную встроенную систему охлаждения.

Передняя часть боковых понтонов довольно высокая, и их верхняя линия ниспадает более плавно, чем у F1.08. Дополнительные «трубы» и отверстия для отвода воздуха запрещены, поэтому конструкторам, занимавшимся проблемой охлаждения, пришлось также пересмотреть компоновку задней части машины, увеличив ее объем.

Двигатель и трансмиссия

Двигатель, ресурс которого увеличен до трех гонок, коробка передач с бесступенчатым переключением, системы гидравлики и электроники – все это разработано BMW.

Коробка передач в 2009-м году должна выдерживать четыре гонки.

Готовясь к новому сезону, специалисты BMW отдельно поработали над их характеристиками, чтобы придать им дополнительную гибкость и, тем самым, улучшить управляемость машины.

Текст: . Источник: Пресс-служба BMW Sauber
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё