Британский журналист и комментатор Джо Савар рассуждает о том, что мешает Берни Экклстоуну проводить Гран При Нью-Йорка…
Джо Савар: «Недавние разговоры о возвращении Формулы 1 в Канаду в 2010-м году вызвали логичный вопрос: а как насчет Гран При США?
Очевидно, что спонсоры, связанные с Формулой 1, хотят присутствовать и на американском рынке. Их интерес понятен: валовой внутренний продукт (ВВП) США оценивается в $14,4 триллиона, что составляет почти четверть от мирового ВВП, и в три раза превышает аналогичный показатель Японии и Китая вместе взятых.
Гран При проходят в семи из десяти стран мира с самым высоким уровнем ВВП – за исключением США, Франции и России. А самый крупный рынок США – это район Нью-Йорка, где проживает около 19 млн. человек (для сравнения: население Лос-Анжелеса – 13 млн., Чикаго – 9,5 млн. и Далласа – 6,3 млн.). Вполне логично, что хозяева Формулы 1 давно нацеливаются на Нью-Йорк.
Но всегда вставал один и тот же вопрос: где именно проводить гонку? Первую попытку организовать Гран При Нью-Йорка Берни Экклстоун предпринял еще 27 лет назад, в 1983-м году. Тогда решили проложить трассу в парке Флэшинг Медоуз, поскольку он расположен в районе Куинса, и оттуда на метро легко добраться до Манхэттена. У северной границы парка недалеко от городского стадиона находится внушительных размеров парковка. Шум не должен быть проблемой, поскольку парк окружен несколькими автострадами, а прямо над ним проходит основной воздушный коридор, ведущий к аэропорту Ла Гуардия…
В 70-е годы в парке был построен Национальный теннисный центр, и с тех пор там проводятся матчи турнира US Open.
Сейчас городские власти собираются облагородить наиболее запущенные окрестные территории, в частности, район Уиллетс-Пойнт, лежащий к востоку от стадиона. Там собираются построить отель, конференц-центр, 5500 новых домов, и эти земли уже начали раскупать.
Однако гонку, по идее, надо проводить на основной территории парка, хотя вокруг достаточно развитая дорожная сеть, которая позволила бы организовать автодром по типу мельбурнского Альберт-парка.
В 1983-м Экклстоуну пришлось отказаться от своих планов, поскольку возникла угроза судебного преследования со стороны противников автогонок. Но годом позже в Нью-Йорк попытались пробиться организаторы серии CART: они планировали провести одну из гонок в Нью-Джерси, к западу от Манхэттена. Из этой затеи тоже ничего не вышло, и тогда заговорили об уличной гонке в самом Манхэттене.
В 1992-м Чип Ганасси объявил о планах организации Гран При Нью-Йорка: предполагалось проложить трассу длиной 1,83 км вокруг Всемирного торгового центра в финансовом районе города, который по выходным обычно пустеет.
Задача состояла в том, чтобы свести к минимуму неизбежные неудобства для городского транспорта, и тогдашний мэр Нью-Йорка Дэвид Динкинс намеревался лично поддержать этот проект, но он тоже остался неосуществленным. В итоге все пришли к выводу, что, если уж проводить в городе уличную гонку, то необходимо отвести для этого специальный участок, где бы она не создавала никому проблем.
В последние годы появлялось много подобных идей: предлагалось проводить гонки на территории заброшенных доков или железнодорожных складов, однако городские власти гораздо больше интересовались строительством новых жилых районов и экологически-ориентированными проектами. Когда организаторы NASCAR попытались построить трассу в районе Стейтен-Айленд, им не дали это сделать. Однако одна из гонок популярной в США кузовной серии проходит на автодроме Поконо в 100 милях к западу от Нью-Йорка.
Основная проблема для Формулы 1 состоит в том, что Берни Экклстоун хотел бы провести гонку в Нью-Йорке, но городу это не нужно. Здесь и без того ежегодно бывает до 9,5 млн. туристов. Больше половины из них прибывают из Евпропы. Их ждут 76 тысяч гостиничных номеров, которые обычно заполнены лишь на 85%, притом, что средняя стоимость номера в сутки составляет $312.
Гости города ежегодно тратят в Нью-Йорке до $32 миллиардов – и это еще не предел. Однако город пытается найти способ сократить собственные расходы на $2 млрд., и есть единственный путь, который позволил бы провести гонку – организовать специальную структуру, подобную той, что была создана в Сингапуре, где правительство оплачивает 60% всех затрат, однако при этом вводит специальный налог на гостиничные услуги, таким образом компенсируя свои расходы.
Компания Singapore GP Pte Ltd, промоутер Гран При, работает в условиях строгого лимитирования доходов: все, что она заработает сверх определенного лимита, отчисляется в пользу правительства. Но дело в том, что эта компания принадлежит миллиардеру Онг Бенг Сенгу, владельцу сингапурских отелей, ресторанов и магазинов, так что он в любом случае неплохо зарабатывает на тысячах болельщиков, приезжающих на гонку.
Найти подобного делового партнера в Нью-Йорке будет непросто».