Трехкратный чемпион мира Ники Лауда в своей колонке на страницах немецкой Sport Bild прокомментировал уход Toyota из Формулы 1…
Ники Лауда: «Уход Toyota меня не удивляет. Долгие годы японцы пытались добиться успеха, располагая самым большим бюджетом в Формуле 1, но не смогли достичь ни одной из поставленных целей. Команда даже ни одной гонки не выиграла. Финансовый кризис заставил концерн покинуть чемпионат мира, – фактически, другого выбора у Toyota не оставалось. Кроме того, японцы всегда ориентировались на то, что делают компании, конкурирующие с ними на внутреннем, “домашнем” рынке.
Honda ушла год назад, затем Subaru покинула чемпионат мира по авторалли, теперь Bridgestone объявила о том, что в конце 2010-го прекращает поставку шин командам Формулы 1. Давно стало ясно, что следующей будет Toyota.
Признаков тому было немало. Например, руководители команды не предлагали Ярно Трулли и Тимо Глоку продлить контракты, и при этом не занимались серьезным поиском новых гонщиков. Теперь деньги, которые Toyota сэкономит на Формуле 1, будут направлены на разработку новых моделей легковых машин.
Но несмотря на то, что решение, принятое японцами, представляется вполне логичным, я не считаю его правильным. Я так же отнесся и к уходу BMW – особенно мне не понравилось, как все это было обставлено, как баварцы преподнесли эту новость. Теперь я опасаюсь и за Renault, хотя в меньшей степени. Французы попытаются продать команду, или часть ее акций, но в любом случае найдут для себя какой-то способ сохранить присутствие в Формуле 1, даже если масштаб его будет ограничен. Если будут победы – все равно основные заслуги припишут Renault. Здесь нет никаких проблем, тем более, что французы продолжат поставлять свои моторы.
Больше всего в этой ситуации выиграет Mercedes. Почему? Потому что эта фирма осознала ценность Формулы 1 как эффективного инструмента маркетинга, и намерены использовать его, несмотря на финансовый кризис.
Подтверждаю, я знал о переговорах, которые в этом году вели Mercedes и McLaren о возможном выкупе доли акций команды (40%), принадлежащей штутгартскому автоконцерну, поскольку в его планах – сближение с Brawn GP.
По-моему, это идеальное решение в наше время, когда ключевым фактором становится эффективность. В случае с Brawn, Mercedes получила гораздо больше отдачи, да еще что-то на этом заработала, поскольку поставляла этой команде свои моторы. Можно сказать, в Штутгарте раньше многих поняли, что настало время перемен…
Безусловно, Формула 1 переживет и уход Toyota, и возможный частичный уход Renault. Меры по сокращению расходов, которые вводит FIA совместно с ассоциацией FOTA, дадут свои результаты. В будущем Ф1 станет дешевле, но не утратит при этом своей зрелищности. Болельщикам абсолютно все равно, сколько денег тратит его любимая команда, если она побеждает в гонках, – 80 миллионов, или в четыре раза больше.
Однако у каждой истории есть две стороны, и решение Toyota оказалось на руку команде Sauber, которая теперь сможет спокойно готовиться к 2010-му году.
Так что я бы не стал излишне драматизировать уход автоконцернов. В наше время Формулу 1 можно сравнить с сауной: человек, находясь в натопленной сауне, потеет и теряет вес – то же самое происходит и с чемпионатом мира: он расстается с ненужным балластом. И я убежден в правильности политики Mercedes: скорее всего, в ближайшие годы этому примеру последуют и другие автоконцерны, так что Формула 1 находится на пороге новой эпохи развития…»