В сезоне 2009 года команда Росса Брауна добилась невероятного, но заслуженного успеха, досрочно завоевав титул и гарантировав победу в Кубке Конструкторов. Зимой многим казалось, что уход Honda поставит точку в истории команды, но оказалось, что японский концерн покинул Формулу 1 накануне долгожданной победы…
Сезон | Команда | Гран При | Место | Очки | Победы | Лучший старт | Лучший финиш |
2006 | Honda | 18 | 4 | 86 | 1 | 1 | 1 |
2007 | Honda | 17 | 8 | 6 | 0 | 6 | 5 |
2008 | Honda | 18 | 9 | 14 | 0 | 9 | 3 |
2009 | Brawn GP | 17 | 1 | 172 | 8 | 1 | 1 |
Росс Браун возглавил Honda Racing в ноябре 2007 года, а уже в январе 2008-го Дженсон Баттон говорил с журналистами о возможных победах: «Вы не представляете, насколько я рад приходу Брауна. Ситуация изменилась, мы стали работать иначе. Думаю, в 2008-м мы будем намного ближе к лидерам, а в 2009-м, если построим достойную машину, сможем бороться за титул».
Серьёзные перемены в регламенте требовали не менее серьёзного подхода – верно расставив приоритеты, можно было рассчитывать на прогресс. Работа над новой машиной началась в 2008-м, в четырех аэродинамических трубах одновременно продувались разные решения, лучшие принимались в дальнейшую проработку, и цикл повторялся.
Инженерам удалось найти в новом регламенте возможность использования двойного диффузора и оптимизировать детали аэродинамики. В трубе машина продемонстрировала большую эффективность, позволив компенсировать снижение прижимной силы, вызванное переменами в регламенте, и представители технического штаба заявили руководству Honda, что построили машину, позволяющую побеждать, но это не повлияло на позицию японского концерна.
5 декабря 2008 года, на пресс-конференции в Токио президент Honda Такео Фукуи подтвердил уход из Формулы 1, и команда начала поиск нового владельца. 13 января Норберт Хауг объявил о готовности поставлять моторы Mercedes, а в середине февраля выяснилось, что покупателем стала группа топ-менеджеров – Росс Браун, Ник Фрай и ещё несколько сотрудников бывшей Honda Racing. Шестого марта новая команда обрела официальное название – Brawn GP.
Общая сумма контракта превышала $200 млн, японский концерн передал Брауну недвижимое имущество на $110,9 млн, территорию и постройки ($38,4 млн.), а также производственное оборудование и станки ($36,9 млн.). Кроме того, на счета Brawn GP было перечислено $50,2 млн. для выплаты зарплат персоналу в течение 2009-го года. Поговаривают, Росс Браун и новые совладельцы команды за это выплатили Honda Racing символическую сумму.
На мартовских тестах в Барселоне Рубенс Баррикелло за рулём BGP01 возглавил протокол, стало ясно, что команда Росса Брауна имеет весьма высокие амбиции, что и подтвердила первая гонка сезона – уверенный дубль в Мельбурне продемонстрировал расстановку сил.
Дженсон Баттон выиграл шесть из первых семи гонок, создав задел, позволявший рассчитывать на титул, но больше побед у британца не было, лучшим выступлением в десяти оставшихся гонках стало второе место в Гран При Италии. Его преимущество над соперниками таяло, Рубенс Баррикелло выиграл в Валенсии и Монце, но Дженсон стабильно зарабатывал очки, упустив их только в Спа, после стартового инцидента. Успешное начало сезона и эта стабильность позволили Баттону досрочно завоевать титул в Бразилии, гарантировав и первое место команды в Кубке Конструкторов.
Машина была быстра, но из-за финансовых проблем команда провела весь сезон лишь с тремя шасси и любая серьёзная авария могла сказаться на результатах. Учитывая критическую ситуацию прошлой зимой и победу в чемпионате, многие называли этот успех сказочным, но Росс Браун не согласился с такой оценкой…
Росс Браун: «Я не знаю, что такое сказка. Поднять проект, который фактически был закрыт, и добиться того, чего мы добились – это невероятный, уникальный опыт. Люди не сдавались, хотя могли оказаться на улице. Мы говорили им о том, что не знаем, что будет дальше, но нуждаемся в их поддержке, без которой, если проект состоится, мы ничего не сможем добиться. И они это сделали. Главной целью было выживание – нужно было выйти на старт первой гонки, начать сезон и искать финансирование на будущее. У нас были средства только на один год».
После окончания сезона команда нашла очень серьёзного партнёра, но потеряла и своё название, и чемпиона мира. Концерн Daimler AG и инвестиционная группа Aabar Investments PJSC приобрели 75.1% акций чемпионской команды Brawn GP, которая будет переименована в Mercedes GP, Дженсон Баттон подписал контракт с McLaren, но уникальная победа частной команды вошла в историю Формулы 1.