Британский эксперт Джо Савар всерьез заинтересовался темой Stefan GP, тем более что в последние дни о сербском проекте говорят все больше…
Джо Савар: «Зоран Стефанович – глава сербской компании, которая называется AMCO Korporacia. Она базируется в Белграде, и, как утверждает ее сайт, «это одна из немногих опытных компаний в Центральной и Восточной Европе, специализирующихся в области высоких технологий».
Стефанович стремится попасть в Формулу 1. Он пытался сделать это прошлым летом, но его заявка была отклонена. Тогда он предпринял необычный шаг и пожаловался в Европейскую антимонопольную комиссию. Следовательно, отказ FIA его расстроил, но с другой стороны, стало ясно, что он плохо понимает, что в Формуле 1 ни в коем случае нельзя заниматься раскачиванием лодки, если хочешь чего-то добиться.
Затем он удивил многих, когда нанял на работу бывшего главного конструктора McLaren Майка Кофлена, изгнанного из Уокинга после “шпионского скандала” 2007-го года. Кофлэн тогда обвинялся в том, что получил от Найджела Степни, с которым в 80-е работал в команде Lotus, объемное техническое досье Ferrari.
Если Toyota готова вести дела со Стефановичем, значит, у него есть деньги. Берни Экклстоун сказал, что разговаривал с премьер-министром Сербии Мирко Цветковичем, и тот подтвердил, что поддерживает проект Stefan GP. Высказывались вполне логичные предположения, что деньги предоставило сербское правительственное агентство SIEPA (Сербское агентство по развитию экспорта и привлечению инвестиций), созданное в 2001-м году, когда страна начала восстанавливаться после разрушительных войн 90-х…
В последние годы эта организация добилась немалых успехов: в Сербскую экономику вложили деньги такие компании, как Commerzbank, Lafarge, Carlsberg, Coca Cola, Microsoft, Siemens, US Steel, Japan Tobacco, Tetra Pak и сеть супермаркетов Metro Cash & Carry. Значительные инвестиции сделал Fiat: с правительством итальянский концерн создал совместное предприятие, где вскоре начнется производство двух новых моделей автомобилей…
Но проблема Стефановича в том, что у него нет допуска к участию в чемпионате мира, и получить его можно только в том случае, если одна из 13 команд не сможет выйти на старт – и даже тогда придется очень сильно суетиться, чтобы в оставшееся время уладить все формальности. Готовясь к этому, он заранее отправил контейнеры с оборудованием к местам проведения первых гонок, несмотря на все потенциальные минусы такого маневра.
Машина, получившая название Stefan S-01, создана на базе Toyota F110, работа над которой была приостановлена, когда японский автоконцерн принял решение уйти из чемпионата. Однако в Токио согласились оставить на базе в Кёльне небольшую группу опытных специалистов, которые бы занимались постройкой и дальнейшей модернизацией шасси. Хотя Стефанович нанял не только Кофлэна, но и еще одного бывшего сотрудника McLaren, Фила Эйди.
На машинах будут установлены двигатели, созданные Toyota, – но теперь они называются Stefan RG-01, хотя мотористы Toyota продолжат их обслуживать. Похоже, что Стефанович о чем-то договорился и с Колином Колесом, бывшим главой Midland/Spyker/Force India.
Сербы уверяют, что скоро состоится презентация машины, а в конце февраля планируются тесты, которые пройдут на португальской трассе в Портимао. Команда предполагает привлечь двух гонщиков, один из которых, как утверждается “уже провел в Формуле 1 два сезона”. Понятно, что речь идет о Казуки Накаджиме: японец активно тренируется на симуляторе Toyota F1 в Кёльне. Toyota вполне могла бы помочь Казуки, чья карьера в Ф1 прервалась, когда Williams подписала контракт на поставки двигателей Cosworth.
Назывались имена и других гонщиков, и все они тоже могут быть потенциальными кандидатами, однако Такума Сато, похоже, расстался с надеждой вернуться в Ф1 и будет выступать в IndyCar в составе команды KV Racing.
Заходила речь и о Ральфе Шумахере (хотя он вряд ли согласится), о Кристиане Клине, о Романе Грожане и, конечно, о Бруно Сене, поскольку его договоренности с Campos Meta 1 оказались шаткими.
Также можно ожидать, что ту или иную роль в команде может получить 27-летний сербский гонщик Милош Павлович: в свое время он был отличным картингистом, затем более-менее успешно выступал в GP2, а последний сезон провел в Формуле 2».