В своем блоге британский аналитик Адам Купер рассуждает о некоторых деталях, связанных с проектом Stefan GP, FIA и компанией Toyota – последняя, к слову, сейчас проявляет необычную активность на гоночном фронте.
Адам Купер: «Зорану Стефановичу теперь будет сложнее вывести Stefan GP на стартовую решетку Формулы 1 – компания Toyota Motorsport GmbH объявила о разрыве отношений – а значит, у сербской команды практически нет доступа к её гоночным машинам.
Когда Stefan GP было отказано участвовать в чемпионате, первоначальный меморандум между сторонами утратил силу. У Стефановича остался лишь небольшой кабинет, арендованный на базе в Кёльне, вскоре будет закрыт и он. Похоже, что у TMG почти не осталось веры в его способность собрать достаточный спонсорский пакет, источники утверждают, что шансов на продолжение сотрудничества почти нет.
Рассуждения о том, что Stefan GP все же может принять участие в чемпионате 2010 года – заключив контракт с US F1 – оказались слишком оптимистичными. Хотя Берни Экклстоун с искоркой в глазах сказал во время Гран При Бахрейна, что в таком сценарии нет ничего невозможного.
«Думаю, сейчас им необходимо собраться вместе, - заявил мне Экклстоун. – И мы найдем решение. Конечно, они пропустят первые две-три гонки, а что будет дальше – посмотрим».
Я задал вопрос, действительно ли возможно появление Stefan GP в паддоке, и Берни предположил, что это может зависеть от неудач какой-то другой команды: «Не знаю. У меня есть сомнения, будет ли это честно по отношению к остальным… Но вообразите, вдруг у кого-то начнутся небольшие проблемы? Я рад американской команде, буду рад, если придет сербская. Это еще одна страна. Чем больше стран, тем лучше».
Хотя сейчас FIA весьма четко дала понять, что вне зависимости от позиции Экклстоуна Stefan GP не будет допущена к гонкам.
Я спросил Жана Тодта во время недавнего уик-энда, и он сказал: «Stefan GP участвовала в процессе отбора. Они не получили права на участие, и в последние месяцы изменили свой подход к Формуле 1, начав сотрудничество с Toyota. Но, если ты хочешь принимать участие на безвозмездной основе, должна использоваться надлежащая процедура конкурсного отбора. Именно этим мы и собираемся заняться в ближайшее время».
Поддержка Берни была одним из немногих активов Стефановича, но босс FOM немного отошел от слов, сказанных им после встречи с премьер-министром Сербии о потенциальном государственном финансировании команды Формулы 1.
«Они сказали, что поддержат команду – и действительно сделали это. А вот вкладывали ли они деньги? Я не знаю».
Можно предположить, что у Stefan GP могли быть хорошие шансы во время нового тендера FIA перед сезоном 2011 года с шасси Toyota TF110, но как команда будет создавать собственную машину – пока неясно. Впрочем, технический директор Майк Кофлэн и его люди наверняка уже многому научились благодаря доступу к проекту японской команды.
Но, у Stefan нет права на участие, и в TMG готовы принимать предложения третьих сторон. На прошлой неделе было формально анонсировано возобновление работ по разработке и доводке гоночных и спортивных машин, и потому вполне можно рассматривать новый альянс с перспективой участия в Формуле 1 в 2011 году.
В заявлении TMG говорится, что компания «реструктурирована, чтобы обеспечивать специалистам возможность работать как над разработкой автомобилей в целом, так и над тестированием их компонентов или производством, нацеленным на автомобильный и инжиниринговый сектора. Около двухсот экспертов обеспечат возможность комплексного осуществления услуг, которые впервые станут доступны не только членам семьи Toyota по всему миру, но и внешним клиентам».
Правда, у Toyota в этой связи обнаружилась одна небольшая проблема. Два контейнера с её имуществом команда Stefan GP уже успела отправить по морю. Один сейчас находится где-то в Бахрейне, другой – в Куала-Лумпуре…»