Авторитетный британский эксперт Джеймс Аллен анализирует ситуацию в Red Bull Racing до и после столкновения гонщиков на 40-м круге Гран При Турции…
Джеймс Аллен: «В прошлом году после финиша на Нюрбургринге я зашел в моторхоум Red Bull, чтобы поздравить Марка Уэббера с первой победой в Формуле 1. Марка не было, руководитель команды Кристиан Хорнер и консультант Хельмут Марко беседовали у стойки бара и казались весьма озабоченными.
Марк выиграл ту гонку, Феттель финишировал вторым после неудачного выступления в квалификации, в которой он показал четвёртое время. Я несколько раз общался с немцем по ходу уик-энда – было видно, что он чувствует прессинг домашнего Гран При, в котором все ждали от него победы.
Подруга Марка – Энн Нил, вышла из комнаты пилотов, когда один из сотрудников команды спросил её: «Разве не здорово, что Марк победил?». Она ответила весьма резко: «Я рада, что кто-то здесь тоже рад». Ситуация действительно не была праздничной.
Всё меняется, и две недели назад, в Монако, команда ярко отпраздновала победу Уэббера.
Компания Red Bull инвестировала серьёзные средства в программу воспитания молодых гонщиков, и Себастьян Феттель – её лучший результат. Есть и другие быстрые гонщики, вроде Даниэля Риккардо, но сейчас лишь Себастьян оправдывает затраты программы, которую контролирует Хельмут Марко, отвечающий за её успехи непосредственно перед владельцем Red Bull Дитером Матешицем. При этом Кристиан Хорнер должен воплощать решения и планы Марко.
Феттель был лидером команды в прошлом году, на него делали ставку и в 2010-м, но всё изменилось. Уэббер был крайне недоволен, уступив Себастьяну лидерство в Малайзии, и сумел вернуться в борьбу. В Испании и Монако Марк выступал на уровне лучших гонщиков чемпионата, не оставив Феттелю шанса.
Команда выяснила, что причиной потери скорости у немца (мы говорим о долях секунды) стали дефекты шасси, и подготовила для него новую машину к Гран При Турции.
В Red Bull пытаются использовать равный подход к гонщикам, в субботу они оба получили подготовленные новинки – сначала Феттель, потом Уэббер, но в квалификации у них были одинаковые машины.
После столкновения на 40-м круге возникли подозрения в том, что Себастьяну в тот момент создали более комфортные условия, чем Марку, возможно, у немца мотор работал на больших оборотах, пусть и потому, что ему нужно было противостоять прессингу со стороны Хэмилтона.
«Мы проинформировали Марка о сложившейся ситуации, и решение оставалось за ним. Но это факт: если бы Себастьян не стал обгонять, его бы обошел Хэмилтон», заявил Марко журналистам официального сайта.
Хорнеру потребовалось время, чтобы выработать позицию команды, и он разделил вину между пилотами. Хорнер подтвердил, что мотор в машине Феттеля позволял развивать большие обороты – дело в том, что на ранних стадиях гонки Уэббер израсходовал больше топлива, чем Феттель, которому удалось сэкономить бензин в разреженном воздушном потоке позади Хэмилтона. В результате у Феттеля было на один килограмм больше топлива.
Феттель использовал момент, когда мотор на его машине мог раскручиваться до больших оборотов, чтобы атаковать. Справедливо ли это? Уэбберу нужно было разрешить увеличить обороты, чтобы он мог обороняться, а команда должна была сообщить гонщикам, что до финиша 18 кругов, и они, вероятнее всего, заработают дубль. Но, всё это могло дать Хэмилтону шанс опередить Себастьяна.
Очевидно, команде нужна некая договорённость по поводу ограничения оборотов мотора на дистанции и потребления топлива, ведь на Истанбул-Парке это стало причиной столкновения. Но причина в этом, или в том, что команда хотела помочь Феттелю. Единственный способ получить ответ – увидеть телеметрию машин Red Bull, но она открыта и понятна только посвященным.
Себастьян огорчён началом сезона, сегодня он должен был лидировать в чемпионате, но в Бахрейне, Австралии и Испании возникли проблемы с надежностью, именно на его машине в субботу отказал стабилизатор, не позволив добиться успеха на квалификации, и в итоге чаша весов склонилась в пользу Уэббера – 4-3 в квалификациях. В гонке Феттель пытался отыграться.
На 40-м круге появилась возможность, и он ей воспользовался, но Уэббер не уступил напарнику, вынудив Феттеля занять внутреннюю траекторию – «грязную часть трассы», как потом объяснил Хорнер. Руководитель команды считает, что причина инцидента в том, что гонщики оставили друг другу недостаточно места, но признал, что немец поспешил с атакой.
В тот момент Уэббер мог вспомнить старт в Сепанге, где он слишком легко пропустил Феттеля. Учитывая непростой психологический характер борьбы между напарниками, он не хотел, чтобы это повторилось ещё раз. Он знал, что мотор работает в режиме экономии топлива, когда Феттель начал отыгрывать по три десятых на круге.
Впрочем, всё это не объясняет, почему машина Себастьяна резко дернулась вправо. Феттель говорит, что он «потерял машину» – действительно очень похоже, в тот момент они были достаточно близки, чтобы небольшое изменение траектории привело к столкновению.
Что дальше? Хорнеру будет непросто уладить ситуацию до Монреаля, которая уже похожа на противостояние Алонсо и Хэмилтона в McLaren, в 2007-м. Уэббер – опытный профессионал, который не станет облегчать задачу молодому напарнику, в то время, как Феттель постарается как можно быстрее компенсировать турецкий инцидент.
Следующей ключевой гонкой станет Сильверстоун, где машины Red Bull должны быть очень конкурентоспособны в многочисленных скоростных поворотах. В прошлом году Феттель доминировал над Уэббером, в 2010-м он вновь постарается добиться преимущества».