Знаменитый британский гонщик Стирлинг Мосс, четырежды становившийся вице-чемпионом мира, опубликовал на своем официальном сайте весьма любопытную статью, в которой описывает свой взгляд на нынешнюю Формулу 1. По мнению победителя 16 Гран При, гонки утратили часть того шарма, коротым обладали прежде. А проект возвращения Больших Призов в США не кажется Моссу однозначно успешной затеей.
Стирлинг Мосс: "Мне кажется очень важным к 2012 году снова иметь в календаре Гран При США. Надеюсь, что этот проект окажется удачным. Увы, полной уверенности в этом у меня нет.
Я продолжаю смотреть гонки, они по сей день остаются важной частью моей жизни, но если бы я был американским болельщиком, то не видел бы причин особенно интересоваться Формулой 1, когда буквально рядом с моим домом проходят этапы множества интересных серий. NASCAR – это что-то совершенно иное и, как мне кажется, более интересное.
Невероятно, как эти машины мчатся по овалу в Дайтоне со скоростью около 320 км/ч, болельщики буквально заворожены этим зрелищем, что создает потрясающую атмосферу. Мы говорим об очень тяжелых машинах, которые несутся на огромной скорости и толкаются друг с другом. Понятно, почему эти гонки так популярны – они позволяют по-настоящему ощутить колорит и энергетику.
Быть может, пилоты здесь и не столь талантливы, как в Формуле 1, во многих отношениях они вообще любители, но это придает особенный шарм. Если сравнивать с Формулой 1, то там у меня есть пропуск, дающий право попасть почти в любое место автодрома, но я редко вижу пилотов, ведь они сидят в моторхоумах или боксах. Гонщики выходят лишь на автограф-сессию – тогда как в NASCAR их можно увидеть и в точках по продаже атрибутики, и на мероприятиях для зрителей. Это позволяет наладить прочные связи и сделать весь продукт в целом куда сильнее.
Именно поэтому я сам, встречаясь с болельщиками, всегда стараюсь раздать как можно больше автографов, для меня это важно. Будучи публичным человеком, ты должен понимать, что занимаешь такое положение, поскольку люди поддерживают тебя, а ты сам до известной степени им принадлежишь.
Когда я впервые сказал отцу, что хочу быть гонщиком Формулы 1, он ответил: «Мы не можем себе этого позволить». Сейчас, надеюсь, отец в курсе того, что если PR-компании приглашают меня на какое-то мероприятие, я беру за это плату. Я зарабатываю на жизнь, продавая свое время. Если ты устанавливаешь хорошие отношения с болельщиками, то в итоге получаешь что-то, что можешь продать. И я думаю, что Формуле 1 стоит, наконец, проснуться и понять, насколько высоки ее маркетинговые возможности, особенно в США.
Спросите себя – зачем кому-то ехать на гонку Формулы 1, если её можно посмотреть дома по телевизору? Ты куда лучше поймешь, что творится на трассе, если будешь сидеть у экрана и слушать объяснения комментатора. Чтобы проект Ф1 в Штатах сработал, нужно полностью пересмотреть всю систему, но в Формуле 1 сложнее, чем где бы то ни было, сбросить груз прожитых лет и сделать что-то более интересным.
Тенденция последнего времени – строить все более и более дорогие моторхоумы, внутрь которых простые люди не могут даже заглянуть, и справиться с этим очень сложно. Это меня огорчает, но правда в том, что любые изменения приведут к полному изменению жизненного уклада команд, к чему они не готовы.
Еще один вопрос – трасса в Остине. Они начинают фактически с чистого холста, но у меня нет уверенности, что все будет сделано верно. Когда я сам гонялся в США, мы выступали на настоящих дорожных трассах вроде Уоткинс-Глена, которые были быстрыми и опасными, а потому популярными.
Но даже если Формула 1 хотела бы вернуться на такие треки, я не уверен, что это возможно из-за нынешнего акцента на безопасность. Это до известной степени неплохо, но стремление подстелить соломку везде и всюду губит наш спорт. Мне кажется, что гонки по определению должны быть опасными.
Моими любимыми трассами всегда были Нюрбургринг и Монако, потому что на них всё зависит от мастерства пилота. 14 кругов по старому Нюрбургрингу или 100 кругов в Монако требовали полной концентрации. К счастью, Монако до сих пор с нами, но если бы кто-то предложил использовать такую трассу уже в наши дни, она не выдержала бы проверки FIA на безопасность. К счастью, Формула 1, по всей видимости, никогда уже не покинет это место, поскольку оно очень почитаемо – это как права потребителей. Потому сейчас мы в стабильной ситуации, когда всем нужны интересные трассы – хорошо, что такие еще остались – но требования безопасности препятствуют появлению новых.
Кроме Монако, лишь Спа остается по-настоящему пилотской трассой. Ее конфигурация сильно изменилась в сравнении с первоначальным вариантом, на котором выступал я, но при переделке все было сделано правильно. Когда речь заходит об этой трассе, никто не вспоминает о больших зонах безопасности, а гонщики по-прежнему испытывают к ней огромное уважение. Сохранился характер, который присутствовал в мое время, а поворот Красная Вода по-прежнему очень сложный. Сейчас построить что-то подобное, имеющее свой характер, на новых трассах практически невозможно. Чтобы он возник – требуется время.
Я дождусь 2012 года, и тогда выскажу свое окончательное мнение по проекту в Остине. Пока, говоря откровенно, большого оптимизма у меня нет».