До начала предсезонных тестов Формулы 1 2011 года остается всего три недели. В преддверии заездов в Валенсии британский журналист Джеймс Аллен рассуждает о том, на что следует обратить особое внимание по ходу февральских приготовлений команд к новому чемпионату мира.
Джеймс Аллен: «От старта тестов нас отделяют всего 23 дня, и большинство команд сейчас вовсю работают над подготовкой своего первого шасси. Очень интересный период, хотя и немного нервный. На прошедшей неделе мне довелось пообщаться с представителями почти всех команд – и многие из них опасаются, что кто-то из соперников готовит сюрприз, сравнимый с воздуховодом в 2010-м. Это будет узел, связанный с аэродинамикой, который позволит выиграть несколько десятых на круге, и который всем остальным придется копировать.
Больше всего опасений связано с там, что это штука окажется интегрирована в структуру шасси, как это произошло с воздуховодом McLaren год назад. Шасси проходят процедуру омологации, после чего в их конструкцию запрещено вносить изменения. Потому копирование в любом случае сделает систему не столь эффективной.
Любопытно, что в McLaren приняли решение провести презентацию после первой тестовой сессии, и когда с машины снимут покрывало, все будут тщательно исследовать ее на предмет любых новых решений.
Red Bull и Ferrari, напротив, привезут новые машины уже на первые тесты в Валенсию. Инженеры Ferrari весьма серьезно переживают из-за того, что они уже довольно давно не приносили в мир Ф1 чего-то по-настоящему инновационного, что всем остальным пришлось бы повторить в своих конструкциях.
McLaren, как и Force India, планирует использовать с 1 февраля в Валенсии старое или переходное шасси, чтобы иметь больше времени для разработок в аэродинамической трубе, но в то же время они не хотят упускать возможность познакомиться со всей гаммой шин Pirelli. На осенних тестах в Абу-Даби Гэри Паффет работал и на молодежных, и на шинных тестах, потому у команды есть хорошая сравнительная информация. В Force India ситуация точно такая же, только там ездил Пол ди Реста.
Pirelli собирается привезти большую гамму составов, а не просто четыре итоговых варианта. Пока они не определились, какие из них в итоге будут использоваться на Гран При, и выбор для Бахрейна, по всей видимости, будет сделан вскоре после второй сессии тестов в Хересе – ведь требуется время, чтобы доставить резину на первый этап сезона. Год назад Bridgestone предлагал в Бахрейне сверхмягкий и средний составы. В Pirelli же пока не определились не только с парой для дебютной гонки, но и вообще с тем, на чем в итоге остановить выбор из множества вариантов.
Насколько жестким окажется их SuperSoft? Выберут ли они консервативный подход или предпочтут резину с более экстремальными параметрами, которая осложнит жизнь гонщикам и инженерам команд? Мне кажется, что последний вариант очень понравится зрителям, надеюсь, именно он и будет выбран. Никто не хочет, чтобы каждая гонка была похожа на прошлогодний Монреаль, где резина изнашивалась мгновенно, но несколько подобных Гран При совсем не повредят. Между прочим, в командах поддерживают такую точку зрения.
Но для Pirelli это непростой выбор. Есть вероятность, что каким-то машинам новая резина будет подходить больше, чем другим. Но после двух тестовых сессий они будут уже в курсе этого и смогут избрать верный вариант.
Урок, который все вынесли из заездов в Абу-Даби, состоит в том, что шины Pirelli изнашивались довольно быстро, и после того, как их характеристики снижались, они уже не восстанавливались обратно, как это было с Bridgestone. Другой урок состоял в том, что трасса Яс-Марина – далеко не идеальный тестовый полигон, поскольку свойства покрытия непрерывно меняются, что не позволяет инженерам выяснить, действительно ли машина едет лучше, чем прежде.
На технике 2010 года резина Pirelli выглядела неплохо, потому в McLaren и Force india, вновь сделав ставку на надежные прошлогодние машины, наверняка смогут преодолеть почти тысячу километров и получить много важных данных.
Остальные команды тоже рассчитывают на это, но совершенно новая машина – это всегда риск, что часть времени придется провести в боксах.
Наконец, для McLaren также важно, что Дженсон Баттон и Льюис Хэмилтон не участвовали в тестах в Абу-Даби согласно планам команды. Потому им нужно провести как можно больше времени на новых шинах, чтобы освоиться с ними. Я говорил об этом с Баттоном во время финального этапа, и он заметил, что характеристики резины ощутимо изменятся с ноября до февраля, и потому он хочет как можно больше проехать именно на февральских тестах, когда данные будут в большей степени соответствовать действительности».