Британский журналист Найджел Робак – один из опытнейших экспертов: достаточно сказать, что о Формуле 1 он пишет с 1971-го года. Более 30 лет он работал в еженедельнике Autosport, а в 2008-м перешел в старейшее английское издание, посвященное автогонкам – журнал Motor Sport. В последнем номере Робак, в частности, рассуждает о старой проблеме Формулы 1 – дефиците обгонов…
Найджел Робак: «Недавно Хуан-Пабло Монтойя, которого до сих пор многим не хватает в Формуле 1 (в том числе и мне), заявил, что получал предложения вернуться, однако не испытывал желания ими воспользоваться. «Я всем доволен, – сказал Хуан-Пабло. – В NASCAR и веселее, и гонки намного лучше…»
В течение пяти с половиной сезонов, которые колумбиец провел в Формуле 1, он часто сетовал, что у гонщика практически нет шансов на победу, если он не стартует в самой лучшей, или одной из лучших машин. И ему представляется, что в NASCAR от мастерства пилота зависит намного больше.
Говоря о финале минувшего сезона, Хуан-Пабло сказал следующее: «Я смотрел Гран При Абу-Даби, и всё было как всегда: ваша машина может быть на секунду с круга быстрее, чем машина соперника, и вы все равно не сможете обогнать. Говорят, проблема в трассах, но, если честно, в Формуле 1 так было всегда…»
Монтойя прав: на протяжении многих лет аэродинамика машин, разрешенная техническим регламентом, негативно сказывалась на обгонах. Подъехав вплотную к машине соперника, вы можете обогнать её только в медленном повороте – в остальных случаях вы столкнетесь с вечной проблемой “возмущенного воздуха”: из-за едущей впереди машины, ваша практически лишается прижимной силы и может вылететь с трассы. Поэтому мы часто видим, как один гонщик стремительно настигает другого, а затем не может довести маневр до конца.
Кроме того, многие автодромы, особенно построенные в “эпоху Тильке”, спроектированы так, что обгоны там изначально затруднены, – следовательно, есть все условия для того, чтобы гонки проходили так же скучно, как в Абу-Даби. Финал одного из самых захватывающих сезонов оказался унылым: разумеется, команда Red Bull праздновала победу, но остальные было явно разочарованы.
Кто-то критикует Фернандо Алонсо и Марка Уэббера за то, что они недостаточно агрессивно провели этот Гран При, однако оба относятся к профессионалам высшей категории, и эти упреки явно несправедливы. Они оба такие же прирожденные бойцы, как Льюис Хэмилтон – давайте вспомним, что Алонсо и Уэббер застряли позади Renault Виталия Петрова, а Хэмилтон уперся в Роберта Кубицу, ехавшего на такой же машине.
Единственное место на трассе в Абу-Даби, где реально возможны обгоны, – узкий левый поворот в конце длинной прямой, но Renault R30 отличались завидной максимальной скоростью, и у соперников практически не было шансов…
Проблема не в гонщиках, а в особенностях технического регламента Формулы 1 и конфигурации трасс, и всё это тянется годами. К счастью, в лице Жана Тодта мы получили президента FIA, который понимает суть вопроса, и я надеюсь, что в будущем ситуация изменится к лучшему».