Ровно десять лет назад не стало Микеле Альборето – харизматичного итальянца, который победил в пяти Гран При Формулы 1 и едва не выиграл на Ferrari титул чемпиона мира. Его называли любимцем самого Коммендаторе, а после завершения карьеры в Больших Призах Микеле нашел себя в гонках на выносливость – он выиграл «24 часа Ле-Мана» и стоял у истоков успеха заводской команды Audi. Гонщик разбился 25 апреля 2001 года на тестах машины с четырьмя кольцами…
В эти дни в его родном Милане, где именем Альборето названа одна из площадей, проходит выставка фотографий и скульптур. Микеле бы она наверняка понравилась. Он вообще часто улыбался – от удовольствия, иронии или в знак насмешки. Людям, хорошо его знавшим, не составляло труда определить, что именно скрывается за улыбкой в каждой конкретной ситуации. Но в то же время гонщик отличался невероятной крепостью характера – иначе бы ему не удалось добиться таких результатов.
За последние полвека всего двум сынам Апеннинского полуострова – ему и Риккардо Патрезе – удалось хотя бы приблизиться к достижениям своих знаменитых земляков, первых чемпионов Формулы 1 Джузеппе Фарины и Альберто Аскари. В 1985 году Микеле на протяжении всего сезона сражался за титул с Аленом Простом, и в тот момент, когда показалось, что чаша весов начала склоняться в сторону Альборето, на его Ferrari обрушилась череда технических отказов.
И все же в истории остались его замечательные победы – дважды итальянец стал сильнейшим, выступая за Tyrrell с маломощным «атмосферным» мотором Ford. На городских трассах в Детройте и Лас-Вегасе, где талант гонщика компенсировал недостающие лошадиные силы. Еще трижды он выигрывал в составе Скудерии. Микеле был очень хорош в сложных условиях – под дождем, на пыльных уличных трассах. Еще одной его сильной стороной были поединки один на один.
Альборето выступал в Формуле 3, когда попал на глаза Гуги Дзанона – человека из высшего общества, который обладал редким в наши дни качеством: вызывал в людях полное доверие. Именно его протекция помогла молодому гонщику заручиться спонсорской поддержкой, которая помогла выиграть европейскую Ф3, а затем подписать контракты с Tyrrell и Ferrari.
Дзанон и Энцо Феррари быстро нашли общий язык, а Микеле выиграл за рулем алой машины уже в третьей гонке – до этого итальянцы не побеждали в Ferrari 18 лет! Альборето мгновенно стал лидером команды – и не его вина, что совсем скоро дела в Маранелло пошли не очень здорово.
Быть может, его карьера сложилась бы иначе, если бы не страсть к гонкам – покинув Ferrari, миланец принимал приглашения от не самых сильных команд, лишь бы иметь возможность остаться в Формуле 1, где он выступал до 1994 года. Однако, покинув Скудерию в конце 1988-го, он с тех пор всего раз поднялся на призовой подиум.
Микеле Альборето недолго оставался без работы, расставшись с Большими Призами. Он начал деятельность в национальной автофедерации и быстро стал ее вице-президентом, пробовал себя в американских гонках, а затем вновь объединил усилия с Дзаноном, который в ту пору был совладельцем команды Joest в гонках на выносливость. Именно в её составе итальянец победил в Ле-Мане, а затем перешел в Audi.
Альборето было уже 44 года, потому он рассчитывал провести несколько лет в качестве пилота, а затем занять пост спортивного директора ингольштадтского коллектива. Итальянец наверняка добился бы успеха и в этой роли – если бы не авария на Лаузицринге 25 апреля 2001 года...