Накануне Гран При Испании пресс-служба Mercedes GP распространила релиз, в котором анализируется проблема обгонов и приводится любопытная статистика.
За исключением городского кольца в Монако, которое во всех отношениях является исключением, Circuit de Catalunya долгие годы считался автодромом, где обгонять сложнее, чем на любой другой трассе Формулы 1.
16 из 20 Гран При, состоявшихся в Барселоне, выиграл гонщик, стартовавший с поул-позиции. В последние три года мы видели здесь очень мало обгонов: в среднем с 2008-го в каждой гонке было 2,3 успешных маневра, в результате которых тот или иной пилот отыгрывал позицию на трассе.
Для сравнения: в 2011-м году в ходе четырёх первых этапов сезона было зафиксировано в среднем 24,5 «нормальных» обгона, преимущественно с использованием системы DRS (управляемого заднего крыла). Но именно в Барселоне предстоит проверить, насколько эффективным оказался новый технический регламент.
Почему исторически здесь была проблема с обгонами?
Основным препятствием в свое время считался быстрый 16-й поворот, предшествовавший 880-метровой старт-финишной прямой. В этом повороте гонщикам было сложно удержаться вплотную за машиной соперника, и поскольку техника топ-команд вполне сравнима по своим характеристикам, то обгонять было исключительно сложно.
Кроме того, обычно в Барселоне проходили тесты, на которых все работали над настройками шасси, над оптимальным использованием шин, и это еще больше сближало результаты и приводило к тому, что команды использовали практически одинаковые тактические схемы.
Какие силы влияют на машину, оказавшуюся в зоне турбулентности позади машины соперника, и можно ли их выразить в цифрах?
Уровень прижимной силы отслеживается при помощи датчиков, установленных на машине, и чем ближе гонщик подъезжает к сопернику, тем заметнее потери прижимной силы. Это влияет на поведение всей машины, но больше всего чувствуется в ее передней части: начинаются проявления недостаточной поворачиваемости.
Потери начинаются, когда разрыв между машинами сокращается до 3,5 сек. Когда разрыв составляет 1 сек., преследующая машина теряет примерно 7% общей прижимной силы. При 0,5 сек. теряется около 12%.
Как регистрируются обгоны?
Традиционный метод подсчета обгонов, происходящих на трассе, связан с регистрацией смены позиций по итогам каждого круга, однако, этот метод не позволяет учесть ни множественные обгоны, которые происходят по ходу конкретного круга, ни обгоны, состоявшиеся на круге возвращения в боксы и на первом круге после выезда с пит-лейн.
Команды подсчитывают общее число обгонов, используя видеозаписи, данные хронометража и технологии GPS. Этот метод позволяет классифицировать такие маневры, чтобы в дальнейшем использовать эту информацию при разработке тактики. Например, обгоны напарников учитываются отдельно, поскольку в каком-то случае один из гонщиков конкретной команды мог пропустить второго без борьбы.
Также отдельно учитывается, когда быстрые машины обгоняют аутсайдеров, поскольку такие ситуации меньше влияют на тактику. И все-таки, стандартного определения «настоящего» обгона не существует, поэтому возможны какие-то расхождения в статистике, в зависимости от методики учета.
Какова статистика обгонов в Барселоне в последние три года?
2008-й – 11 обгонов; 2009-й – 3; 2010-й – 10. При этом надо учитывать, что в 2008-м часть обгонов была связана с поломками машин или ошибками гонщиков, а в прошлом году учитывались маневры, в ходе которых быстрые гонщики опережали машины трех слабейших команд. И если подсчитать только «нормальные» обгоны, то получится следующий расклад: 2008-й – 2; 2009-й – 3; 2010-й – 2.
В 2011-м году картина заметно изменилась. По сравнению с прошлым сезоном число обгонов не просто возросло: их становится все больше с каждой гонкой. Если в Мельбурне их было 30 (учитывались все типы обгонов), то в Турции – уже 112.
Количество «нормальных» обгонов тоже возросло: в Сепанге их было в два раза больше, чем в Мельбурне, и с тех пор эта цифра остается примерно на таком уровне. В Австралии мы увидели 12 обгонов, в Малайзии – 29, в Турции – 31. Но при этом значительно возросло число маневров, осуществленных с применением системы DRS: с пяти в Мельбурне до сорока в Истанбул-парке.
Сколько всего обгонов было зафиксировано в этом году?
Общая статистика такова: Австралия – 30; Малайзия – 70; Китай – 90; Турция – 112. При этом с применением DRS было осуществлено 17 обгонов в Австралии; 48 – в Малайзии; 53 – в Китае; 71 – в Турции.