Гран При Монако изобиловал событиями, потому Джеймс Аллен, британский эксперт и комментатор, вновь предлагает свой анализ гонки, подготовленный на основе инсайдерской информации, полученной от команд после финиша…
Джеймс Аллен: "Изучая стратегии команд в гонках и принятые ими в пылу борьбы решения, мы порой видим, что инженеры и пилоты идут на серьезный риск. Также заметно, что порой для итогового результата крайне важна удача.
Оба соображения особенно актуальны для тех, кто стремится добиться успеха в Монако. Всем стратегам хорошо известно, что вероятность появления на трассе машины безопасности здесь достигает 71%, и если она выезжает в подходящий момент, это может решить для вас судьбу гонки – как в этом году случилось с Сутилом и Кобаяши. Но если судейский автомобиль покидает боксы не вовремя, можно лишиться шансов на победу – именно так произошло с Дженсоном Баттоном.
Гран При Монако 2011 года казался гоночной классикой до того момента, пока в руках маршалов за шесть кругов до финиша не появились красные флаги. К тому моменту гоночные пути трёх лидеров были готовы сойтись в одной точке. Все они стартовали на шинах SuperSoft, а финальный отрезок проводили на составе Soft. Но стратегии были совершенно разными.
Мы вновь увидели гонку, где до старта ожидалось стратегическое разнообразие, и по ходу дистанции – благодаря куда меньшей, чем предполагалось, скорости износа резины – вышло именно так. Потому специалистам в командах и пилотам приходилось в буквальном смысле слова думать на ходу.
Феттель – вынужденный вариант с одним пит-стопом
Себастьян сейчас на вершине мира, и порой, когда кто-то оказывается в такой ситуации, удача сама поворачивается к нему лицом. Феттелю пришлось использовать в воскресенье стратегию с единственной остановкой в боксах. Если бы не красные флаги, Алонсо наверняка пошел бы в атаку на последних кругах, когда шины у Феттеля проехали уже около 60 кругов, на 20 больше, чем у Фернандо. Но остановка гонки дала немцу возможность перевести дух и сменить резину перед продолжением борьбы – и победить.
Дженсон Баттон смог переиграть Red Bull благодаря раннему пит-стопу на 15-м круге, и вышел вперед, когда Феттель отправился в боксы кругом позже, потеряв три секунды во время замены шин. Но в Red Bull приняли мудрое решение, поставив в этот момент более жесткую резину. Это оставляло возможность оставаться на ней до самого конца дистанции, проведя гонку с единственным пит-стопом, или же вернуться в боксы позже. На 16-м круге они начали эту игру.
На 34-м круге, когда появился автомобиль безопасности, Фернандо Алонсо поехал на пит-стоп. С этого момента стало ясно, что Себу предстоит до финиша оставаться на этом комплекте шин. Феттелю пришлось заняться решением этой задачи.
Похоже, резина Pirelli быстро изнашивается на трассах, где много среднескоростных и быстрых поворотов, вроде Истанбул-парка и Барселоны. Но на медленных треках, как в Монако, она показывает себя даже лучше, чем Bridgestone, потому что поверхность шины не гранулируется.
В день гонки стратеги полагали, что комплект Soft сможет выдержать 40-45 кругов, но проехать на ней 53, поддерживая при этом высокую скорость, как сделал Феттель – это впечатляет.
McLaren рискует со стратегией Баттона, Ferrari выбирает надёжный вариант для Алонсо
Дженсон Баттон стартовал вторым, однако в команде McLaren выбрали для него рискованный вариант с тремя пит-стопами. Чтобы он сработал, нужно использовать потенциал свежих шин на чистой трассе, а появление машины безопасности могло свести на нет все усилия. Агрессивный вариант, совсем не такой, как у Феттеля, в команде сочли единственной возможностью одолеть немца.
Но в McLaren допустили тактическую ошибку, проведя второй пит-стоп на 33-м круге, прямо перед выездом машины безопасности. Дженсон поехал в боксы в тот самый момент, когда один из пилотов Virgin остановился на трассе. Возможно, в McLaren полагали, что судьи не станут выпускать автомобиль безопасности, а возможно и нет – но ошибка заключалась в том, что Дженсону в этот момент установили резину SuperSoft. Из-за этого ему пришлось затем проводить еще один пит-стоп, так как до этого гонщик еще не использовал более жесткие шины.
Это лишило команду стратегической гибкости, которая была ей так нужна – именно это стоило Баттону второго места, а возможно – и победы.
Через несколько кругов машина безопасности действительно выехала из боксов после аварии Массы, и в боксы сразу же отправился Алонсо, которому поставили резину Soft. На ней он мог спокойно добраться до финиша, а пит-стоп во время нейтрализации гонки не привел к серьезной потере времени. До визита в боксы Фернандо проигрывал Феттелю три секунды, а к моменту рестарта гонки, уже на новой резине – семь.
Перед гонкой в Ferrari были уверены, что шины позволят провести на трассе длинный отрезок. Это стало понятно еще в четверг по ходу тренировок, когда даже на составе SuperSoft удалось проехать 26 кругов, что подтвердило невысокую скорость износа резины.
Потому в стратегическом отношении у них было множество вариантов – однако, в отличие от Red Bull и McLaren, в случае с Алонсо в Скудерии решили не рисковать. Пит-стоп во время машины безопасности был верным решением, а когда Баттон поехал в боксы в третий раз, Алонсо опередил его и оказался на второй позиции.
Располагая шинами, которые прошли на 20 кругов меньше, чем у Феттеля, Алонсо лишь ожидал момента, когда резина у Себастьяна достигнет критической степени износа, что должно было случиться по ходу шести финальных кругов. Но красные флаги помешали испанцу – как и нам – увидеть, удалось бы ему найти путь к победе или нет.
Отметим, что для Массы Ferrari использовала другую стратегическую схему – с единственным пит-стопом. Его машина не позволяла достаточно быстро отрываться от середняков и создать отрыв, чтобы вернуться после пит-стопа, не пропустив тех вперед. В этой ситуации приходится дольше ждать визита в боксы, что и приводит к стратегии с единственным пит-стопом.
Машина безопасности вмешивается в игру
После противоречивых событий в прошлогодней Валенсии правила использования автомобиля безопасности были изменены, что ощутимо сказалось на событиях прошедшей гонки. Теперь регламент стал более сложным, но если говорить о его сути – водитель машины безопасности должен найти лидера, а те, кто ведет гонку на некотором удалении, могут продолжать движение быстрее, чем машина безопасности, свернуть в боксы, а затем пристроиться в хвост пелотона, получив ощутимое преимущество.
Именно так произошло с Кобаяши и Сутилом, которые поднялись на четвертое и пятое места, а затем провели свой единственный пит-стоп именно тогда, когда на трассе был судейский автомобиль. К тому моменту оба имели ощутимое преимущество над преследователями, потому смогли сохранить свои позиции, хотя стартовали 13-м и 15-м. Сутил опередил Кобаяши по ходу синхронного пит-стопа, но японцу удалось отыграться на 65-м круге".
Материал публикуется с официального разрешения www.jamesallenonf1.com