Экс-президент FIA Макс Мосли заявил о своей позиции по поводу Гран При Бахрейна еще до решения Всемирного совета по автоспорту и теперь на страницах лондонской газеты The Daily Telegraph вернулся к этой теме: он убежден, что федерация допускает серьезнейшую ошибку, возвращая отмененную гонку в календарь чемпионата мира 2011 года…
Макс Мосли: «Международные спортивные федерации не должны обращать внимания на политику. И речь идет не только о политике режимов, которые осуждаются большинством Западных демократий.
Спортивным организациям также следует сквозь пальцы смотреть на нарушения прав человека в тех странах, где проходят соревнования, и даже в тех государствах, которые являются членами самих федераций.
Причин тому несколько. Во-первых, если руководствоваться высшими стандартами в области прав человека, то тогда придется исключить из международного спорта очень большое число стран, одна из которых, кстати, является близким союзником Великобритании.
Во-вторых, если вы будете руководствоваться менее жесткими принципами, то окажетесь вовлеченными в бесконечные дебаты о том, где проходит эта грань. В-третьих, спортивные организации не могут диктовать правительствам разных стран, что они могут делать, а что – нет, – это не их функция. Политику надо оставить политикам.
Спортивная администрация избирается для того, чтобы осуществлять руководство спортом. А каждый, кто хочет быть политиком, должен не спортом заниматься, а участвовать в выборах.
Если спорту и присуща политическая функция, то она состоит в объединении групп, фракций и даже целых стран, в преодолении различных противоречий.
В автоспорте немало тому примеров: этапы чемпионата мира по ралли проходят на территории двух Ирландий, чтобы поддержать обе страны; на время ливанского ралли объявляется перемирие в ходе гражданской войны; аналогичная история произошла несколько лет назад на Балканах; в Ближневосточном чемпионате по ралли участвует даже Израиль, хотя, по понятным причинам, это делается не так явно.
На этом фоне нам будут говорить, что от возвращения гонки Формулы 1 в Бахрейн выиграют все: это приведет к примирению и объединению местных шиитских и суннитских общин. Нам будут говорить: Гран При, который пройдет в октябре, продемонстрирует, что Бахрейн вновь превратился в счастливую и мирную страну. В чем тогда проблема?
Чем эта ситуация отличается от других случаев, когда соревнования проводятся в странах, где население угнетено, живет в нищете, а людей без суда и следствия бросают в тюрьмы, где с ними жестоко обращаются (если не сказать хуже)?
Нельзя допускать, чтобы соревнования, которые проводятся в далекой от идеала стране, служили не просто для развлечения публики, а использовались режимом в качестве прикрытия своих действий.
Если спорт соглашается взять на себя эту роль, он становится инструментом в руках правителей. Если Формула 1 позволяет использовать себя в этом качестве в Бахрейне, она разделит вину режима: это равносильно участию в разгоне мирных демонстраций.
Стоит напомнить, что проблемы в Бахрейне начались именно с мирного выражения протеста. Толпы демонстрантов не собирались свергать монаршую семью, а лишь призывали к демократии и к соблюдению прав шиитского большинства, чтобы не было дисбаланса с тем, что дозволено правящей суннитской элите.
И на эти скромные требования режим ответил жестокими репрессиями. Демонстрантов расстреливали, несогласных сажали в тюрьмы, где они подвергались жестокому обращению, – источники, заслуживающие доверия, об этом информировали...
Врачи и медперсонал, оказывавшие помощь раненым, сами были арестованы и брошены в тюрьмы. Когда все эти меры оказались бессильны перед волной протеста, бахрейнское правительство обратилось за военной помощью к соседней Саудовской Аравии, чтобы грубой силой подавить выступления оппозиции.
После всех этих ужасающих фактов правительство Бахрейна хочет подправить свой имидж. Именно для этого и нужен Гран При. Проведение гонки покажет всему миру, что проблемы носили локальный и временный характер, и теперь ситуация нормализовалась.
Соглашаясь проводить эту гонку, Формула 1 становится соучастником того, что произошло. Она становится еще одним инструментом репрессий в руках правительства Бахрейна. Решение проводить гонку – ошибка, которая никогда не забудется, и если его не пересмотреть, это дорого обойдется Формуле 1».